СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ВРАЧЕЙ ПЕДИАТРОВ С ПОЗИЦИЙ АНДРАГОГИКИ Мельник В.М., Гавриков Л.К., Шапошникова Н.Ф. Кафедра педиатрии и неонатологии ФУВ ВолгГМУ
Целью обучения каждого конкретного обучающегося является овладение теми ЗУНКами, которых ему не достает для достижения необходимого уровня компетентности. Андрагогическая модель обучения как раз и предусматривает, и обеспечивает активную деятельность обучающегося, его высокую мотивацию и, следовательно, высокую эффективность процесса обучения
Цель исследования: Определение уровня знаний (%) по профессионально ориентированным тестам и показателям обучаемости (Δ,%) врачей педиатров Волгограда и Волгоградской области Педагогический тест – это система заданий специфической формы, позволяющая измерить уровень обученности слушателей, совокупность их представлений, знаний и навыков по той или иной области
Особенности взрослого обучающегося (1) 1. Осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью. 2. Накапливает все больший запас жизненного опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег. 3. Готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи при помощи учебной деятельности решить свои жизненные проблемы и достичь конкретные цели.
Особенности взрослого обучающегося (2) 4. Он стремится к безотлагательной реализации полученных ЗУНКов (знаний, умений, навыков, качеств). 5. Его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями)
Тесты Нами применены критериально-ориентированные тесты для интерпретации результатов тестирования врачей педиатров в различных возрастных категориях на циклах усовершенствования врачей и сдачи экзамена на сертификат специалиста по специальности «Педиатрия»
Регион Возраст
Критерии отбора слушателей для исследования Возраст от 25 лет и > (основная группа) Возраст до 25 лет (группа сравнения) Наличие заключения о централизованном компъютерном тестировании до и после обучения Группы сравнительного анализа 1. Участковые педиатры городские и сельские человек 2. Врачи клинические интерны - 82 человека
Показатели сравнения уровня знаний Ме (%) – медиана (%); показатели в 25 и 75 перцентилях; прирост, % - различия между медианами; показатель обучаемости Δ, %; достоверность различий оценивали с использованием разногруппового критерия Вилкоксона при заданном уровне значимости Q 0,05
СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ И ОБУЧАЕМОСТИ ПЕДИАТРОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВРАЧАМ КЛИНИЧЕСКИМ ИНТЕРНАМ ДО И ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ Результаты тестировани я ВКИ (возраст, годы) ВУП городские (возраст, годы) ВУП сельские (возраст, годы) До 25 Ме [25; 75] < 40 Ме [25; 75] > 40 Ме [25; 75] < 40 Ме [25; 75] > 40 Ме [25; 75] До учебы, % 51 [48; 66] 65 [57; 77]* 71,5 [62,8;80,5] * 63 [55; 73,5]* 77 [65; 85,8]* После учебы, % 85 [82; 88] 93 [87; 95,3]* 95,5 [90,8; 98]* 96 [93; 98]* 96 [93; 98]* Показатель обучаемости Δ, % 34 [19; 37] 23 [13; 32]* 20,5 [11; 30]* 30 [25; 38] 17,5 [5,8; 27]* Примечание: * - достоверность различий
СРАВНЕНИЕ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДО И ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ОБУЧАЕМОСТИ ВУП ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ РЕЗУЛЬТАТ ТЕСТИРОВАНИЯ ВУП ГОРОДСКИЕ (ВОЗРАСТ, ГОДЫ) ВУП СЕЛЬСКИЕ (ВОЗРАСТ, ГОДЫ) < 40 > 40 < 40 >40 Ме [25; 75] перц До учебы,% 65 [57; 77]71,5 [62,75; 80,5] 63 [55; 73,5]77[65; 85,79]* После учебы,% 93 [87; 95,25]95,5 [90,75; 98] 96 [93; 98]*96 [93; 98] Показатель обучаемости Δ, % 23 [13; 32]20,5 [11; 30]30 [25; 38]*17,5 [5,75; 27] Примечание: * - достоверность различий
Выводы: 1. Уровень знаний ВУП (городских и сельских) до и после обучения во всех возрастных периодах выше, чем у ВКИ, что соответствует андрагогическому принципу осознанности обучения. 2. Показатель обучаемости ВУП во все возрастные периоды достоверно высокий, однако ВКИ имеют показатель обучаемости выше, чем ВУП городские и сельские. 3. ВУП городские и сельские имеют достоверно равный исходный уровень знаний. 4. ВУП сельские до 40-летнего возраста имеют достоверно высокий уровень знаний после обучения и одновременно высокий показатель обучаемости по сравнению с ВУП городскими, что свидетельствует о высокой мотивации к получению знаний у сельских врачей.