Методика обучения иностранным языкам « Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик» Л.Н. Толстой
Виды мотивации изучения иностранного языка Внешняя мотивация ( социальные мотивы, определяемые потребностями общества) Внутренняя мотивация коммуникативная- это говорить на иностранном языке сдругом, коллегой, читать для расширения кругозора) лингвопознавательная-изучение основных свойств языковых знаков инструментальная- положительное отношение учащитхся к определённым видам работы
Цели обучения иностранному языку Цели обучения иностранному языку- это планируемые результаты изучения иностранного языка школьником. Они определяются программой- государственным документом и обязательны для каждого учителя
Практическая цель обучения Учащиеся должны овладеть иностранным языком как средством общения, уметь им пользоваться в устной и письменной формах, а именно при понимании речи на слух ( аудирование), в собственных высказываниях (говорение), в чтении и письме, что и отражено в Программе по иностранным языкам в качестве планируемых результатах для курса в целом, по этапам и годам обучения
Воспитательная цель обучения Иностранный язык вносит свою лепту в воспитание социально активной личности через обязательные уроки, внеурочную работу, внеклассные и дополнительные занятия
Образовательная цель обучения Иностранный язык относится к числу предметов большого образовательного потенциала. Его образовательная функция заключается в том, что учащийся овладевает вторым языком, следовательно, новым средством для выражения мыслей. «Изучение языка имеет начало, но не имеет конца» Г. Пальмер
Развивающая цель обучения Создание специалдьной развивающей направленности и включение учащихся в разные виды деятельности, которые развивали бы у учащихся сенсорные восприятия, двигательную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы
Программа развития общих умений и навыков школьников Учебно-организационные Учебно-интеллектуальные Учебно-информационные Учебно-коммуникативные (с.33) Развивающее воздействие на школьников
Содержание обучения иностранному языку: чему учить? Лингвистический компонент, объединяющий языковой материал: строго отобранный фонетический, грамматический и лексический минимумы и речевой материал: образцы речевых высказываний разной протяжённости, ситуативно- тематически обусловленные
Психологический компонент, включающий формируемые навыки и умения, обеспечивающие учащимся пользование изучаемым языком при общении Методологический компонент, связанный с овладением учащимися приёмами учения, познанием нового для них предмета, развитием у них самодеятельного труда.
Принципы обучения иностранному языку Принцип воспитывающего обучения Принцип коммуникативной направленности Принцип дифференцированного и интегрированного обучения (с. 45) Принцип учёта родного языка Принцип сознательности Принцип активности Принцип наглядности Принцип доступности и посильности Принцип прочности Принцип индивидуализации
Методы и приёмы обучения иностранному языку Метод – путь достижения поставленной цели Функция учителя: организующая, обучающая, контролирующая Функция учащихся: ознакомление, тренировка, применение усвоенного материала Основные методы- основные технологические операции – ознакомление, тренировка и пименение и сопутствующий каждому контроль, включающий коррекцию и оценку.
Средства обучения иностранному языку По роли в учебно-воспитательном процессе (основные, входящие компонентами в УМК, и вспомогательные, которые не входят в УМК) По адресату (для учителя и для учащихся) По каналу связи: на слуховые(звуковые), зрительные, зрительно-слуховые. По использованию техники (технические и нетехнические)
Технология обучения речевым умениям Обучение аудированию Обучение говорению Обучение чтению Письмо в обучении иностранному языку
Урок иностранного языка Требования к уроку иностранного языка, вытекающие из целей, содержания и технологии обучения этому предмету 1.Целенаправленность урока ( каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач) Формулировка задач урока 2.Содержательность урока (Требования к содержательности урока охватывают следующие моменты: во-первых, значимость самого материала, которым оперируют на уроке(доминанта содержания); во- вторых, адекватность приёмов и упражнений задачам урока; в-третьих, оптимальное соотношение тренировки учащихся в усвоении материала и его использования в речи.)
Урок иностранного языка 3. Активность учащихся на уроке ( Активность учащихся на уроке должна проявляться в их речемыслительной деятельности, а это, в свою очередь, связано с воспитанием их речевой инициативы. Активность учителя должна носить опосредованный характер и заключаться в организации деятельности учащихся, вовлечении их в активное учение, в превращении их в истинных субъектов речевой деятельности)
Урок иностранного языка 4. Мотивационная обеспеченность урока (Мотивация на уроке обеспечивается прежде всего осознанием учащимися успешности изучения иностранного языка, ощущения прогресса в учении. Только в этом случае урок будет иметь смысл для школьника, он охотно на него идёт. Большая роль в мотивационном обеспечении урока принадлежит доступности и посильности предлагаемых заданий в каждой « точке» урока.)
Урок иностранного языка 5. Многообразие используемых стимулов на уроке.(Вербальные стимулы, наглядные стимулы, требующие и не требующие использование технических средств 6. Речевое поведение учителя, исходя из требований к уроку 7. Результативность урока
Урок иностранного языка Структура урока и его организация 1.Начало урока 2.Фонетическая зарядка 3.Речевая зарядка 4.Контроль домашнего задания 5.Центральная часть урока. Объяснение нового материала 6.Физкультминутка 7.Закрепление изученного материала 8.Заключительный этап урока
Логика урока иностранного языка Целенаправленность урока Целостность урока Динамика урока Связность урока
Схема анализа урока иностранного языка(с ) Целенаправленность урока Содержательность урока Активность учащихся на уроке Мотивационная обеспеченность урока Многообразие используемых стимулов на уроке Речевое поведение учителя, исходя из требований к уроку Результативность урока
Виды уроков иностранного языка Урок формирования лексических навыков Урок формирования грамматических навыков Урок совершенствования речевых навыков Урок развития монологической речи Урок развития диалогической речи Урок развития умения читать Урок на младшей ступени обучения Урок на старшей ступени обучения
« Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя» В.А.Сухомлинский