Организация психолого- педагогического мониторинга развития личности способных и одаренных детей Л.А.Дементьева, доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ИПКиПРО Курганской области
Принципы выявления одаренных детей (Д.Б. Богоявленская) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; длительность идентификации; анализ поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам ребенка; использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния; подключение к оценке одаренного ребенка экспертов; оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития; преимущественная опора на экологически валидные методы психодиагностики (наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент).
Содержание психолого-педагогического мониторинга развития личности одаренного ребенка Когнитивная сфера (интеллектуальное развитие, креативность, обучаемость, познавательный стиль); Мотивационная сфера (познавательная активность, мотивация учения, мотивация достижения успеха, социальная активность); Эмоционально-волевая сфера (тревожность, уровень субъективного контроля); Коммуникативная сфера (коммуникативная компетентность, социальный статус в группе). Аутопсихологическая компетентность (образ «Я», самооценка, уровень притязаний);
Частные показатели эффективности образовательной деятельности в ОУ в аспекте развития детской одаренности познавательная мотивация и мотивация самореализации; оптимальный уровень тревожности (эмоциональная стабильность); творческая активность; адекватная самооценка и уровень притязаний; сформированность профессиональной направленности; коммуникативная компетентность.
Психологическая диагностика развития детской одаренности (специальные методы) Когнитивная сфера (КОТ, ГИТ, матрицы Равена (С), тест интеллекта Р. Кеттелла, диагностический комплекс Л.А. Ясюковой, тесты креативности Вильямса, тесты творческого мышления Дж. Гилфорда и Э. Торренса); Мотивационная сфера (определение интенсивности и уровня познавательной потребности (Юркевич В.С.), карта интересов (А.И. Савенков), СОНА (О.Н. Финогенова)); Аутопсихологическая компетентность («Я-концепция одаренных детей (О.Н. Финогенова)); Комплексная экспертная диагностика детской одаренности (методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева), шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Дж. Рензулли), определение уровня проявлений способности ребенка (А.Н. Сизанов) и др.).
Спасибо за внимание!