«Работа психологической службы по проблеме суицидальных явлений в детско-подростковой среде» Коуркина Римма Рафаэлевна педагог-психолог МБОУ «СОШ 3» г.Альметьевска
Обстоятельства, ведущие к суицидальному срыву подростка нарушения в семейной сфере (дисгармоничное воспитание, алкоголизм родителей и т.д.) нарушения в семейной сфере (дисгармоничное воспитание, алкоголизм родителей и т.д.) школьная дезадаптация, школьная дезадаптация, неуспех в учебе, неуспех в учебе, отвержение подростка в классе, отвержение подростка в классе, конфликт с учителями, конфликт с учителями, дидактогения ( негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя) дидактогения ( негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя)
Педагогическая профилактика суицидальной активности будет эффективной, если: 1.В педагогическом процессе школы будет организована психолого- педагогическая работа, направленная на оказании помощи подросткам в осмыслении ими жизни как главной ценности.
2) Взаимодействие структур системы превенции будет направлено на позитивное изменение внешней среды кризисных подростков, способное повлечь за собой внутренние изменения их личности в сторону самоукрепления и самостабилизации, и им будет оказываться системная поддержка в развитии, включающая в себя диагностику и индивидуальную работу; Педагогическая профилактика суицидальной активности будет эффективной, если:
3) Будет организована работа, направленная на обогащение специальной компетентности педагогов, родителей, работников служб системы профилактики.
Программа «Развитие психосоциальной компетентности подростков». Авторы Морозова М.В и Овчинникова М.Н. «Создание комплексной медико-психологической службы, доступной основной массе детского населения страны - реальный шаг на пути оздоровления подрастающего поколения. Генеральная направленность деятельности службы - психогигиеническая - определяется характером поставленной задачи всемерно содействовать охране и укреплению психического здоровья детей и подростков. Отличительной особенностью работы службы является трехдисциплинарный подход: психолого-педагогический, медицинский, социальный, то есть работа осуществляется совместными усилиями специалистов различного профиля: психологами, медицинскими и социальными работниками в тесном контакте с педагогическим коллективом учебного заведения и родителями»
Два основных направления работы: 1. Оптимизация условий обучения и воспитания, способствующих полноценному развитию личности ребенка посредством воздействия на основные сферы межличностного взаимодействия учащихся (в первую очередь, семью, учебную группу - класс и педагогический коллектив) с целью оказания психолого- педагогической и социальной поддержки в плане предотвращения, устранения или ограничения негативных влияний ближайшего окружения на личность ребенка, процесс его развития; 2. Предупреждение, ранняя диагностика и коррекция нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний, аномалий психического и личностного развития учащихся.
Диагностика состояния психического здоровья и особенностей психического развития учащихся. 1) Опросник депрессии Бека (Beck Depression Inventory, BDI) (Beck A.T. et al., 1961), позволяющий дифференцировано оценить различные компоненты депрессивного состояния. Опросник включает 21 категорию симптомов, каждая оценивается по 3- балльной шкале в соответствии с нарастающей тяжестью симптома. 2) Методики диагностики степени эмоциональной стабильности и нестабильности личности Г. Айзенка (1965), 3) Опросник Дж. Тейлора (Teulor J., 1953) 4) Патохарактерологический диагностический опросник Личко (ПДО) 5) Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению Орел А.Н.( 1999)
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел 1) шкала установки на социально-желательные ответы; 2) шкала склонности к преодолению норм и правил; 3) шкала склонности к аддиктивному поведению; 4) шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению; 5) шкала склонности к агрессии и насилию; 6) шкала волевого контроля эмоциональных реакций; 7) шкала склонности к деликвентному поведению.
Методика противосуицидальной мотивации (Ю.Р.Вагин, 1998), 1) провитальная мотивация (страх смерти); 2) религиозная мотивация; 3) этическая мотивация (чувство долга перед близкими людьми); 3) этическая мотивация (чувство долга перед близкими людьми); 4) моральная мотивация (личное негативное отношение к суицидальной модели поведения); 5) эстетическая мотивация; 6) нарциссическая мотивация (любовь к себе); 6) нарциссическая мотивация (любовь к себе); 7) мотивация когнитивной надежды (надежда как-то разрешить ситуацию, найти выход); 7) мотивация когнитивной надежды (надежда как-то разрешить ситуацию, найти выход); 8) мотивация временной инфляции (ожидание, что со временем что-то может измениться к лучшему); 8) мотивация временной инфляции (ожидание, что со временем что-то может измениться к лучшему); 9) мотивация финальной неопределенности (неуверенность, что удастся умереть).