Учитель начальных классов МОУ СОШ 54 Гатиятуллина Ольга Николаевна
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики» Л. Н. Толстой
Учёба – труд нелёгкий, но не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом и что трудиться непросто. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелёгкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Ученики поддерживают педагогическую энергию учителя, а педагог открывает перед школьниками новые горизонты. Без интереса к личности учителя нет интереса к предмету. Это бесспорно: интерес к предмету может угаснуть, если педагог сам неинтересен, не может сформировать положительное отношение к данной области знаний. Поэтому, как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой собственный имидж. Это и умение общаться, искусство говорить и особенно слушать. Правильно выбранный тон разговора, тембр голоса, изящество движений во многом определяют тот образ, в котором мы предстаём перед учениками. Иначе говоря, русское слово образ должно употребляться в широком смысле как представление о человеке.
На стандартных уроках доминирует учитель – информатор, в свою очередь, ученик является копилкой, в которую можно складывать тщательно отобранные знания. Ученик тем лучше, чем больше можно вложить в него знаний. От ученика не ожидают никакой активности, но требуют максимально точного воспроизведения того, что было в него вложено. Такое обучение не вызывает у ученика желание учиться, то есть обучать самого себя. Поэтому принципиально важно, чтобы учитель на уроке был организатором учебно-познавательной деятельности, а учение стало делом самого ученика.
К. Д. Ушинский в своей книге Родное слово писал, что ученик должен учиться самостоятельно, а учитель должен умело руководить этим самостоятельным трудом.
Поставив ребёнка в эмоционально-положительную ситуацию, можно легко зарядить его чувством радости. Как следствие возникает потребность и интерес, которые требуют удовлетворения. Если педагог сможет вызвать в ученике цепочку положительных эмоций, то тем самым создаст ситуацию успеха на уроке и проложит мостик к взаимопониманию.
Но не стоит забывать, что ребёнок работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребёнку на уроках предлагаются задания, к выполнению которых он ещё не готов, с которыми справиться не может. Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы. Памятуя об этом, каждый успех ученика необходимо делать достоянием всего класса, поддерживать начинания и инициативу школьника, указывать на удачные, рациональные моменты их деятельности, создавать положительную мотивацию перспективы последующей деятельности.
создает готовность к восприятию, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность. Следует отметить, что существует целый ряд ставших традиционными способов повышения внутренней мотивации в учебном процессе, используя которые можно избежать многих трудностей. Для этого как учителям, так и родителям необходимо придерживаться следующих требований:
1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой. 2. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности. 3. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее. 4. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности. 5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации. 6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка. 7. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы. 8. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения. 9. Стараться работать с субъективным (собственным, присвоенным) учебным материалом ребенка даже в предметной области.
1. Применение учителем проблемно – поисковых, деятельностных технологий обучения 2. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. 3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. 4. Обучение должно быть трудным, но посильным 5. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника (в том числе им самим, обучающими устройствами), тем интереснее ему работать. 6. Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока. 7. Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. 8. В обучении должны создаваться возможности для творчества, необходима дифференциация обучения. 9. Создание на уроке ситуации успеха для учащихся.
Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.). Наглядность. Творческие работы по разным предметам. Участие в предметных олимпиадах. Научно – исследовательская деятельность. Проектная деятельность учащихся. Внеклассные мероприятия по предметам. Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов). Дифференциация (разноуровневые задания). Использование различных педагогических технологий: - игровые, -личностно- ориентированные, -развивающие, -проблемное обучение, -компьютерные. Интегрированные уроки. Карточки, перфокарты для индивидуальной работы.
Мы не можем делать великие дела. Мы можем делать только маленькие дела, но с великой Любовью.