Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация учения» и п представлений о формировании ключевых компетенций через мотивационные сферы учения.
Задачи: 1.Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях – «Мотивация учения». 2.Разработать структурную схему «Мотивационная сфера учащегося». 3.Используя практический опыт учителей, познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы учения.
План проведения: 1. Сообщение о теме педсовета, его цели и задачах. 2. Обоснование выбора темы. 3. Краткие теоретические сведения по проблеме. 4. Работа в группах. 5. Создание структурной схемы «Формирование мотивации учения» 6. Защита проекта группы. 7. Принятие решения.
соответствие материала по сложности и типу класса; оптимальный темп урока; общая эрудиция учителей; культура и выразительность речи учителей; сотрудничество с учащимися. Положительные моменты:
Негативные моменты: недостаточная мотивировка учащихся; стандартность форм работы на уроке; недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке.
Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека. Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.
Мотивация – это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия, преобразования, в котором субъект и ситуация взаимно влияют друг на друга, результатом чего становится то или иное поведение.
Содержательные блоки Личностный смысл учения Виды мотивов учения Целе- полагание Реализация мотива в поведении Эмоциональ -ный компонент мотивации учения
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента: осознание ребенком объективной значимости учения; понимание ребенком субъективной значимости учения.
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Виды мотивов учения Познавательные мотивы: Содержание учебной деятельности Глубина интереса к знаниям Основа самообразования Социальные мотивы Стремление быть полезным обществу Чувство ответственности перед родителями, Заслужить авторитет учителями Желание общаться Основа самовоспитания, самосовершенствования
Виды мотивов учения: Внутренние (интерес к самому процессу и его результату, стремление развить какие-либо умения, качества) Внешние (проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности)
Виды мотивов учения: Достижение успеха ставят перед перед собой позитивные цели; активно ищут средства; испытывают положительные эмоции; мобилизуют ресурсы Избежание неудачи учащиеся неуверены в себе; боятся критики; с работой, где возможна неудача, у них связаны только отрицательные эмоции
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Методы обучения Методы стимулирования и мотивации учения Методы осознания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний Методы ситуаций занимательности Методы познавательной новизны Методы познавательного спора Методы анализа жизненных ситуаций Познавательные игры Учебные дискуссии Создание ситуаций успеха Методика мотивации
Учет возрастных особенностей школьников Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Создание ситуации успеха Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним) Форсирование адекватной самооценки у учащихся Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Смысл учения Мотив учения
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач; Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели; Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Создание ситуации успеха; Постановка целей
Эмоции Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности; Эмоциональная речь учителя; Применение поощрения и порицания; Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий. Использование игровых технологий.
Интерес Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий; Нестандартная форма проведения уроков; Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий; Эмоциональная речь учителя. Применение поощрения и порицания
Уровень мотивации учения школьников Личностный смысл учения Способность к целеполага нию Мотивация Очень высокий уровень мотивации 5% 0% Высокий уровень мотивации 5%25%20% Нормальный уровень 50%45%65% Сниженный уровень мотивации 30%25%15% Низкий уровень 10%0%
Уровень мотивации учения школьников Личностный смысл учения Способность к целеполага нию Мотивация Очень высокий уровень мотивации 0%12%0% Высокий уровень мотивации 0%38%50% Нормальный уровень 50%38%25% Сниженный уровень мотивации 38%12%25% Низкий уровень 12%0%
Решение педсовета: