Мотивация учебной деятельности обучающихся 1 ступени
Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду. Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Учебная деятельность Учебная деятельность Мотивы учения Цель и целеполагание Действия (учебные) КонтрольОценка
Виды мотивации: 1. Мотивация лежащая вне учебной деятельности «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. «Положительная» в двух формах «Положительная» в двух формах 1. Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими) 2. Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д. 2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей) Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)
Структура мотивации к учению Познавательная мотивация Мотивация достижения успеха Престижная мотивация Мотивация избегания неудачи Компенсаторная мотивация
личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета); методов и приемов обучения.
Требования к современному уроку - По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое. - По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3–5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое. - Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока). - Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока). - Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. - Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д. - Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета. - Основная задача каждого учителя – не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета. - Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся. - Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.
Выводы: Выводы: - Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; - Мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности; - через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; - через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых; - через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; - через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития; - через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов. - через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Спасибо за внимание!