Мотивация в оценивании Красноярск 2008
Мотивация в оценивании мотив - сложное интегральное личностное образование, побуждающее человека к сознательным действиям и поступкам (Е.П. Ильин),понимается как тенденция к росту, связан с самоактуализацией в процессе осуществления познавательной деятельности (А. Маслоу).
Мотивация в оценивании Структура мотива : потребностный блок (потребность в самоизменении, самоактуализации); блок внутреннего фильтра (обеспечение осуществления выбора действий в соответствии с принятыми ценностными установками); целевой блок (отражение аксиологической направленности цели).
Мотивация в оценивании Сущность процесса формирования ценностных мотивов учения состоит в осуществлении ими в процессе изучения учебного предмета целеполагания, в освоении способов приобретения знаний, рефлексии, контроле и оценке, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности учащихся как самообразовательной.
Мотивация в оценивании Ценностный мотив учения характеризуется ярко выраженной направленностью (избирательная форма активности) на освоение способов познавательной деятельности; значимостью учения как личностного смысла; силой, напряженностью, подвижностью, устойчивостью. Ценностные мотивы учения определяют направленность школьника на определенные стороны учебной работы, связанные с позитивным отношением ученика к ней.
Мотивация в оценивании (условия) постановка совместно с учащимися целей учения и нахождения путей их реализации; выявление вместе со школьниками новых способов получения знаний и их реализация в процессе освоения содержания учебного предмета; включение учащихся в коммуникативную деятельность; осуществление школьниками рефлексии, контроля и оценки в процессе изучения учебного предмета.
Мотивация в оценивании Остановка и рефлексия. Остановка предметной деятельности, то есть деятельности, относящейся к учебному содержанию предмета. Рефлексия - выявление методологической основы предметной деятельности.
Мотивация в оценивании формы проведения рефлексии: письменная, устная, содержательная, рефлексия соответствия результатов целям. работа по формированию рефлексивной деятельности школьников способствует переходу от неосознанного поведения к ответственному, формированию ценностного отношения к учению.
Мотивация в оценивании Под контролем и оценкой понимается управляемый самим ребенком произвольный процесс контроля за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действия.
Мотивация в оценивании принципы организации контрольно-оценочной деятельности: принцип развития, позволяющий определить достижения учащихся относительно их прежних результатов, создающий возможность обеспечения учета индивидуальных особенностей каждого ребенка; задачный принцип, указывающий на то, что контроль и оценка как учебные действия должны возникать у учащихся в качестве особого рода задач, так как вне задачи контроль и оценка не могут быть эффективными;
Мотивация в оценивании принцип рефлексии, позволяющий определить рефлексивный контроль и оценку как «запускной механизм» всей учебной деятельности школьников, определяющий дефицит использования известных способов действий учащимися и поиск новых необходимых способов деятельности; принцип ведущей роли ученических действий контроля и оценки, обеспечивающий условия постепенной передачи контрольно-оценочного механизма от учителя к учащимся, определяющий контроль и оценку как совместные действия учащихся и учителя.
Мотивация в оценивании Направленность на освоении предметного содержания не создает достаточных условий для специального внимания к формированию оценочной самостоятельности у школьников.
Мотивация в оценивании самоконтроль рефлексивный, предваряющий, операциональный и итоговый; Роль оценки - позволяет определить, в какой степени усвоен общий способ решения учебной задачи; соответствует ли результат конечной цели; есть ли знания, способы деятельности, желания для предстоящего решения задач.