Вопросы 1. Охарактеризуйте различные формы организации музыкальной деятельности детей. 2. Каковы особенности педагогического руководства в каждой организационной форме? 3. Опишите особенности различных видов музыкальной деятельности в зависимости от организационных форм. 4. Приведите примеры тематических бесед- концертов Назовите виды индивидуальных занятий и занятий по подгруппам В чем заключается содержание различных видов фронтальных занятий? Роль воспитателя в проведении занятий.
занятия ( следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело такой термин ввели разработчики ФГТ Скоролупова О. и Федина Н.). музыка в повседневной жизни детского сада музыкальное воспитание в семье.
все формы организации музыкальной деятель- ности детей (занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и семьи) взаимодополняют друг друга.
В зависимости от числа участвующих детей музыкальные занятия делят на следующие виды: индивидуальные занятия; занятия по подгруппам; фронтальные занятия.
По содержанию все виды музыкальных занятий делят на типовые, или традиционные, на доминантные и тематические. Фронтальные занятия могут быть также комплексными.
Преимущества традиционных музыкальных занятий, по мнению педагогов-музыкантов, заключаются в следующем: смена видов музыкальной деятельности способствует развитию общей музыкальности детей; планомерное усложнение задач музыкального развития ведет к формированию самостоятельности и творческих проявлений дошкольников; физиологическая и эмоциональная нагрузка распределяется равномерно; наиболее полно реализуется принцип постепенности и последовательности в усложнении материала.
Выделяют следующие преимущества доминантных занятий: они повышают мотивацию к отдельному виду музыкальной деятельности; способствуют углубленному развитию эстетического восприятия через один выбранный для занятия вид деятельности; эффективно формируют умения и навыки; позволяют более дифференцированно заниматься с отдельными детьми в условиях групповой организации занятия; позволяют педагогу найти ситуативно обусловленные варианты решения педагогических задач, связанных с особенностями музыкального развития дошкольников.
Тематические занятия Выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности, например, знакомство с жанром марша или с элементами музыкальной выразительности.
Комплексные занятия Объединяют разнообразные виды художественно- эстетической деятельности: музыкальную, театрально- игровую, речевую, хореографическую, изобразительную и в отличие от других видов занятий проводятся фронтально.
Преимущества комплексных занятий состоят в том, что они: отличаются взаимосвязанностью и большой информативностью учебного материала; способствуют формированию целостного эстетического восприятия и ассоциативного мышления; формируют ценностное отношение к культуре и искусству, человеку- творцу, к культурному наследию человечества.
Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей. Формирование умений и навыков не является целью музыкального воспитания, а лишь средством развития музыкальных способностей
Требования к структуре занятий: необходимо учитывать умственную, физическую, эмоциональную нагрузку и в соответствии с этим планировать продолжительность, очередность заданий, смену видов деятельности, индивидуальную и коллективную формы работы; важно последовательно распределять виды деятельности, разучиваемый репертуар; необходимо осуществлять преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, исполнительской и творческой деятельности, разучивании музыкального репертуара, обеспечить поступательное движение в развитии музыкальных способностей детей; структура занятия должна быть вариативной и соответствовать возрастным возможностям детей. Это связано с тем, что однообразие, в том числе одно и то же построение занятий притупляет интерес (Н. А. Ветлугина и др.).