Рынок и конкуренция Кондратьева Дарья
Структура рынка – это число и возможности продавцов и покупателей на рынке Рыночная структура отражает все наиболее важные аспекты рынка: количество фирм в отрасли; характер производимого продукта; количество покупателей; способность отдельной фирмой воздействовать на рыночные цены; наличие барьеров входа в отрасль и выхода из нее; доступность экономической информации.
Структура рынка Чистая монополия Совершенная конкуренция Больше конкурентоспособных фирм (меньше несовершенств)
Структура рынка Меньше конкурентоспособных фирм (больше несовершенств) Совершенная конкуренция Чистая монополия
Структура рынка Движение в правую сторону по стрелке характеризует наибольшую монополизацию фирм Совершенная конкуренция Чистая монополия Монополистическая конкуренцияОлигополия ДуополияМонополия
Типы рыночных структур Количеств о фирм Характер продукцииСуществовани е рыночных барьеров Доступность экономическо й информации Контроль над ценами Совершенная конкуренция Очень большое СтандартнаяОтсутствуютПолная доступность Отсутствует Монополистическая конкуренция БольшоеДифференцированнаяНизкиеНекоторые ограничения Частичный ОлигополияНебольшое Стандартная или дифференцированная ВысокиеСущественные ограничения Частичный МонополияОднаУникальнаяНепреодолимыеНедоступнаПолный
Совершенная конкуренция Совершенная конкуренция – вид отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартизированный продукт и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта. Условия совершенной конкуренции Однородность продукции Малые размеры и многочисленность субъектов рынка СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Отсутствие барьеров Совершенная информация
Преимущества совершенной конкуренции Высокая степень конкуренции помогает выделять ресурсы наиболее эффективно Цена = предельные издержки Нормальная прибыль Фирмы работают с максимальной эффективностью Потребительские выгоды
Общий, средний и предельный доходы фирмы. В своем поведении при принятии тех или иных решений фирма стремится максимизировать свою прибыль. Прибыль любой фирмы может быть рассчитана на основании двух показателей: Общего дохода (общей выручки), полученной фирмой от продажи своей продукции; Общих издержек, которые фирма несет в процессе производства этой продукции, т.е. П = TR – TC, где TR – общая выручка фирмы, руб.; ТС - общие издержки фирмы, руб.; П – прибыль, руб.
Средний доход фирмы – это полученный фирмой общий доход в расчете на единицу продукции. Он может быть выражен в виде: AR = TR/Q, где AR – средний доход фирмы; Q – выпуск единиц продукции. Предельный доход – : Предельный доход – это прирост общего дохода в результате увеличения выпуска продукции на единицу: MR = ΔTR/ΔQ, где MR – предельный доход фирмы. где MR – предельный доход фирмы.
Совершенная конкуренция Cost/Revenue Output P = MR = AR MC MC- затраты на производство дополнительной (предельной) единицы продукции. AC AC – средние издержки Q1 Правило определения оптимального выпуска продукции фирмой выражается равенством: MR = MC Так как цена равна предельному доходу (P = MR), то P = MC
Максимизация прибыли MR > MC MR = MC MR < MC Прибыль возрастаетПрибыль достигает максимальной величины Прибыль сокращается Фирма увеличивает выпуск продукции Фирма не изменяет объема выпуска продукции, так как он находится на оптимальном уровне Фирма сокращает выпуск продукции
Монополистическая конкуренция Монополистическая конкуренция - тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка. Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями: наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей); свободный вход на рынок и выход с него.(отсутствие барьеров, удерживающих новые фирмы от вступления на рынок, или препятствий на пути существующих фирм, покидающих рынок); разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу); совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка; влияние на уровень цен, но в довольно узких рамках.
Монополистическая конкуренция Output / Sales MC AC AR1 MR1 Q2 Cost/Revenue AR = AC Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции
Олигополия Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Олигополистические рынки обладают следующими признаками : малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям; дифференцированная или стандартизированная продукция наличие существенных препятствий входа на рынок, т. е. высокие барьеры входа на рынок; фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.
Олигополистическая взаимозависимость Олигополистическая взаимозависимость – необходимость учета реакции фирм – конкурентов на действия крупной фирмы на олигополистическом рынке. Так как на рынке находится небольшое количество участников, то при формировании своей ценовой политики каждый олигополист должен принимать во внимание действия других участников. Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм.фирмы Принимая решение, фирма-олигополист всегда учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине, на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора.
Лидерство в ценах Различают две основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре: 1. Лидерство доминирующей фирмы – фирма-лидер знает отраслевую кривую спроса и кривую предложения конкурентного окружения. Она назначает предпочитаемую ею цену в качестве текущей рыночной цены и позволяет конкурентам свободно торговать по этой цене 2. Лидерство барометрической фирмы предполагает существование в отрасли нескольких примерно равноценных предприятий, так что ни одно из них не может навязывать свои цены другим. В этих условиях одна из фирм отрасли становится ценовым лидером не потому, что она имеет наибольшую долю на рынке или наименьшие издержки, а в силу своей особой способности верно отслеживать изменения в рыночной ситуации.
Монополия Монопо́лия фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополистических объединений: Естественная монополия вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Государственная монополия монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Чистая монополия ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
По месту в торговых сделках монополии подразделяются на два вида: Монополия – объединение предприятий, продающее определенные товары множеству покупателей (т.е. имеется единственный продавец и много покупателей). Монопсония – хозяйственное объединение, скупающее какие-либо продукты у всех продавцов (т.е. имеется единственный покупатель и множество продавцов). В зависимости от степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций: Чистые монополии (монопсонии) – это организации, действующие в масштабах одной отрасли. В случае чистой монополии действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой. Чистая монопсония в отсутствие каких-либо конкурентов полностью контролирует скупку продукции множества товаропроизводителей по установленной ею цене. Абсолютная монополия (монопсония) – формируется в масштабе национальной экономики в целом. Она находится в руках государства или его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).
Последствия несовершенной конкуренции 1. Сильное недопроизводство товаров по сравнению с конкурентным уровнем. 2. Значительное завышение цен в сравнении с величиной, которая сложилась бы при совершенной конкуренцией. 3. Тенденция к постоянному получению прибыли, превышающей нормальный уровень.
Антимонопольная политика Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию негативных последствий монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям: Ограничение монополизации рынка; Запрещение слияний конкурирующих компаний; Запрещение установления монопольных цен; Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.