Производные финансовые инструменты: новые идеи в маркетинге и управлении активами Михаил Иванов Вице – президент Руководитель управления бизнес – развития рынка FORTS ОАО «Фондовая биржа РТС»
2 Ключевая идея Как работать с клиентами, у которых: есть желания (нужды), которые требуют удовлетворения; есть деньги, которые они могут потратить; есть желание потратить эти деньги на удовлетворение именно этих нужд. …с помощью Приказа ФСФР 09-45/пз-н?
3 Использование инструментов срочного рынка Возможности: Торговые Доступны новые стратегии и комбинации инструментов Повышение эффективности управления портфелями Маркетинговые Доступны новые продукты (расширение продуктовой линейки) Повышение ценности «старых» продуктов Доступ к новым клиентским сегментам Влияние на маркетинг (в большей мере) : План маркетинга => комплекс маркетинга => товар, продвижение, персонал, процесс
4 Использование инструментов срочного рынка Решаемые задачи: Привлечение новых клиентов; Удержание «старых» клиентов; Управление доверием клиентов.
5 Современные тенденции развития услуги доверительного управления на западных рынках Увеличение популярности инструментов типа ETF и перетекание в них ликвидности из различных стандартных финансовых инструментов (акции, облигации, деривативы и т.д.). Управляющие компании уходят от активного управления средствами клиентов в сторону создания продуктов и инструментов, которые следуют различным индикаторам с минимальными отклонениями. Таким образом, управляющие компании перекладывают ответственность за направление инвестиции на самих инвесторов без риска для имиджа самих управляющих компаний и отрасли в целом. Все это приводит к тому, что современная управляющая компания превращается из трейдера в конструктора простых продуктов из множества сложных инструментов.
6 Современная биржа обязана предоставить Максимальный набор инструментов фондового, денежного и товарного рынков (спот и деривативы). Качественные сервисы и технологии для быстрого заключения сделок и максимально дешевого фондирования этих сделок. Высокую ликвидность торгуемых инструментов. Непрерывное консультационное сопровождение специалистов управляющих компаний.
7 Идеология развития рынков РТС Рынки FORTS и RTS Standard развиваются на единой технологической платформе: Единая денежная позиция (фьючерсы, опционы и акции) Единая торговая система Единый клиентский счет Единая поставка – исполнение фьючерсов производится сделками на рынке RTS Standard Технологии: Технология «Центральный контрагент» на всех рынках Эффективная система риск – менеджмента, расчет рисков «on-line» RTS Standard – самый современный рынок акций с поставкой бумаг на Т+4 без 100% преддепонирования средств Промежуточный клиринговый сеанс (14.00 – мск) Время торгов с до мск Программные продукты для расчетов гарантийного обеспечения Прием ценных бумаг в качестве залогового обеспечения на рынках RTS FORTS и RTS Standard Учебные торги и тестовый полигон
8 Среднедневной оборот и объем открытых позиций по FORTS, млрд. руб.
9 Среднедневной оборот и объем открытых позиций по опционам FORTS, млрд. руб.
10 Основа для создания новых продуктов и стратегий Основа – комбинирование различных инструментов и их свойств Использование инструментов срочного рынка (фьючерсов и опционов) совместно с акциями, облигациями, операциями репо и свопами позволяет создавать качественно новые стратегии, обладающие заранее заданными свойствами. В основе таких стратегий – нужное клиенту (инвестору) соотношение «риск-доходность» - синтетика. Такой продукт наделяется свойствами, которыми не обладает ни один из стандартных инструментов.
11 Больше стратегий с защитой капитала Цена акции, руб. Прибыль, тыс. руб. Убыток, тыс. руб. Функция акции Функция стратегии с защитой капитала руб. Результат по стратегии руб. Результат по акции
12 Расширение набора инвестиционных стратегий Стратегии, направленные на рост рынка: увеличение эффективности управления Стратегии хеджирования: во всем мире опционы – главный инструмент для страхования рисков портфелей ценных бумаг Арбитражные стратегии: получение свойств синтетической облигации Стратегии с защитой капитала: гарантия сохранности капитала с возможностью заработать на направленном/«боковом» движении рынка Диверсификация инвестиций: металлы, нефтепродукты, сельхозтовары, валюта Обеспечение приемлемой доходности для пайщиков Обеспечение доходности выше рыночной Минимизация убытков в условиях «бокового» или падающего рынка
13 Группы клиентов Существующие клиенты: Паевые инвестиционные фонды; Негосударственные пенсионные фонды; Классическое доверительное управление; Банки; Люди и организации; … Привлечение клиентов из «чужих» сегментов: Программы Private Banking; Классическое доверительное управление; Брокерское обслуживание; Депозиты/индексируемые депозиты; … Уникальное предложение в продуктовой линейке: введение востребованных продуктов, которые практически отсутствуют на рынке Выход в клиентский сегмент профучастников: конкурентная альтернатива классическим способам инвестирования Основа рекламных и коммуникационных концепций Слабая конкурентная среда… пока
14 Поддержка управляющих компаний Биржей РТС Для выходящих на рынки Биржи РТС: Индивидуальные и коллективные семинары, консультации по внедрению продуктов и стратегий с привлечением торговых десков; Консультационная поддержка по всем вопросам работы управляющей компании на рынках FORTS и RTS Standard; Поддержка в разработке и внедрении программных продуктов. Для работающих на рынках Биржи РТС: Персональный клиентский менеджер; Обучение специалистов и sales–менеджеров; Проведение совместных мероприятий для клиентов и потенциальных клиентов; Поддержка в разработке материалов информационного характера для клиентов; Проведение совместных конференций, круглых столов и других PR–акций.
15 КОНТАКТЫ FORTS ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ОАО «Фондовая биржа РТС» Управление бизнес – развития , г.Москва, ул.Воздвиженка, д.4/7, стр.1. Тел: +7 (495) /32, доб Web: Web: Техническая поддержка: (495) , С уважением, Михаил Иванов