Библиотека – информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию? Протасова Алла Викторовна
Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее! Льюис Кэрролл Алиса в Стране чудес
Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека: совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.
Векторы развития школьных библиотек определяются государственными, республиканскими и региональными программами. (Государственная программа «Стратегия развития информационного общества в РБ» на период до 2015 г. Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационных технологий на гг. Программа «Развитие общего среднего образования» на 2007 – 2016 гг.)
Цели, стоящие перед библиотеками системы образования Гарантированный доступ к информации Максимальное использование потенциала новых информационных технологий Формирование и развитие информационной грамотности, культуры учащихся
Информационно-библиографическая работа библиотеки Ведение справочно- библиографического аппарата Справочно-информационное обслуживание Воспитание навыков независимого библиотечного пользователя
Справочно-библиографический аппарат библиотеки Алфавитный каталог Систематический каталог Картотеки Фонд энциклопедий и справочных изданий
Справочно-библиографическое и информационное обслуживание Книжные выставки Выставки-просмотры Библиографические обзоры Информационно-тематические списки литературы Дни информации Обзоры периодической печати
Основные функции школьной библиотеки Школьная библиотека – это структурное подразделение, которое реализует в своей деятельности три функции – информационную, культурную и образовательную. Является основным информационным ресурсом для 64,5% школьных учителей. Школьные библиотеки составляют 40% от всей библиотечной сети.
«Библиотека в школе, - подчеркнул В.А. Будкевич, - это информационный, образовательный и культурно-досуговый элемент образовательного пространства».
Проблемы Комплектование Большая нагрузка на работников библиотеки Слабая техническая оснащённость Отсутствие читальных залов
В 2011 году в среднем в каждое учреждение образования поступило 193 издания. Обновление фонда составляет около 2%. Расширяется видовой состав фондов за счёт медиаресурсов – электронных приложений к периодическим изданиям, электронных изданий по общеобразовательным предметам, разработок учебных занятий.
Медиатека (от лат. media – средство, посредник)
Библиотека – информационный центр Навигатор между коллективом школы и мировым информационным пространством Помощь учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании информации Консультации Справочно-поисковая система Базы и банки данных
Информационно-библиотечный центр Ресурсный центр школы Определяет и поддерживает информационные процессы Предоставляет информацию и идеи Прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании
Информационно-библиотечный центр Повысит оперативность, полноту и точность получаемой информации Сократит трудозатраты Расширит перечень оказываемых информационных услуг Удовлетворит потребности учителей и учащихся в специально разработанных для Интернета новых видах и формах информационных образовательных средств
Создание информационно- библиотечного центра Анализ и оценка современного состояния библиотеки Проблемы, которые необходимо решить Перечень поставленных задач Программа реализации задач
Алгоритм реализации внедрения новой модели Создание электронных каталогов и картотек Автоматизация внутрибиблиотечных процессов Формирование фонда нетрадиционных носителей Получение информации через Интернет Создание банков программных средств
Роль школьного библиотекаря Библиотекарь становится специалистом в области библиотечных информационных технологий. Библиотекарь обладает достаточным кругозором, чтобы видеть перспективные задачи, умеет осуществлять стратегическое планирование, умеет воспринимать новые знания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Чтобы добиться успеха, надо стремиться к нему постоянно. И каждый день мы должны сами себя вдохновлять. Нужно, чтобы дело, которым мы занимаемся, было интересным и успешным. Успех – это сам путь, а не пункт прибытия, и я желаю всем, кто стремится к успеху, доброго пути!
Протасова Алла Викторовна, зав. библиотекой ГОИРО ( )