Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста Работу выполнила воспитатель 1-й категории Обухова Марина Николаевна МБДОУ ГДС «Радуга» Р.п. Городище
Что такое фонематический слух? Под фонематическим слухом основным компонентом восприятия речи, понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Этапы формирования фонематического слуха !. Узнавание и дифференциаци я неречевых звуков 2. Различие высоты, силы, тембра, голоса, на материале одинаковых звуков 3. Различение слов близких по своему звуковому составу слогов, фонем 4. Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза
Фонематические процессы включают в себя: Фонематический слух Фонематическое восприятие Фонемный анализ
Фонематический слух включает речевые операции: 1. Способность слышать данный звук в слове; 2.Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы расположенные в разной последовательности; 3.Способность различать близко звучащие но разные по значению слова.
Фонематическое восприятие включает: 1.умение определять линейную последовательность звуков в слове; 2.умение определять позицию звука в слове(в начале,в середине, в конце); 3. осознание,подсчет количества звуков слове.
Фонемный анализ включает: 1.выявление порядка следования фонем; 2.становления различной функции фонем; 3.выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных языку.
Игры, развивающие фонематический слух «Волшебный куб»
Какой звук слышен во всех словах.
Покажи, где коса, а где коза, кот-кит, лак- рак, крыса-крыша)
Определить наличие-отсутствие звука в слове ___Л___ ___Л___
КО… РА… ЛУ… КАБАЧО… КОЛОБО… « Закончи слово»
«Длинные и короткие слова»
«Угадай, какое слово задумано?
«Где стоит звук?»
«Сколько звуков в слове роза?»