Воспитатель МАДОУ д/с 66 «Теремок» города Таганрога Чернова Елена Владимировна
Цель: Развитие первоначальных представлений социального характера у старших дошкольников в строительно- конструктивных играх.
Задачи: 1. Продемонстрировать возможности использования схем в планировании конструктивной деятельности старших дошкольников. 2. Познакомить с возможностями осуществления социального партнерства в планировании строительно-конструктивных игр. 3. Воспитывать уважение к труду и результатам труда взрослых людей.
Содействуя освоению конструктивной деятельностью каждым из воспитанников, мы опираемся на следующий авторский алгоритм «Лесенка успеха». Первый уровень – ребенок проявляет интерес, просит взрослого повторить показ деятельности. Второй уровень – выполняет деятельность с помощью взрослого. Третий уровень – действует самостоятельно. Четвертый уровень – творчество, когда ребенок самостоятельно создает новый, оригинальный продукт на основе полученного и усвоенного ранее опыта.
Опираясь на данный алгоритм, в своей работе с детьми по формированию начальных представлений социального характера, мы выстраиваем свою работу в определенной последовательности: Мотивация (задумка) – создается проблемная ситуация, дети должны ее разрешить. Например:- «Решили построить большой завод по переработке леса. На заводе будет работать много людей. Людям нужно где-то жить, отдыхать, заниматься спортом, делать покупки. У работников завода есть дети, им нужен детский сад и школа. Необходимо построить целый город. Вы можете помочь в разработке плана и макета такого города?» (Для того чтобы приступить к разработке плана улицы или города необходимо познакомить детей с условными обозначениями. Поупражнять в рисовании разных планов; и только потом приступать к созданию совместного плана.)
«Лесенка успеха»
Составление плана Совместно с воспитателем, а в дальнейшем и самостоятельно, используя условные обозначения, дети составляют схему, план построек ( улицы, города, деревни…). Город Улица
Анализ плана Проводим анализ расположения (где находится магазин, школа; что находится рядом, удобное их расположение или нет, почему). 1. Что задумали? 2. Для кого? 3. Удобное ли расположение построек? 4. Все ли есть необходимое?
Перенос на плоскость Дети переносят план на плоскость стола или пола, используя бумажные формы- модули, определяя место расположения объектов в соответствии с планом.
Строительство задумки Осуществляя строительство задуманного, дети не только строят, но и учатся взаимодействовать: договариваться, учитывать другие мнения, оказывать и принимать помощь, давать советы.
Анализ результата Дети оценивают не только свой результат, но и общий вклад в данную конструктивную деятельность. Если ребенок научился оценивать результат своего труда, то это дает основание говорить: - о становлении его самосознания; - открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата. Что задумали? Почему постройки отличаются? Соответствуют назначению? Удобное расположение? Красивое оформление? Получилось задуманное?
Обыгрывание постройки В игре дошкольники обыгрывают трудовые процессы взрослых, взаимодействие людей разных профессий, получают первоначальные представления социального характера.
В ходе строительно-конструктивных игр у дошкольников развиваются следующие психические процессы: Память Внимание Восприятие Воображение Речь Мышление
Вывод: Строительно-конструктивная игра при определенной направленности и руководства совместными конструктивными играми детей, предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе, развивает первоначальные социальные представления у дошкольников. Авторский алгоритм Н.М.Крыловой «Лесенка успеха» применяется в других видах детской деятельности (трудовая, продуктивная, речевая, познавательно- исследовательская…). Опираясь на данный опыт, нами был разработан мастер-класс для педагогов по обучению детей строительно-конструктивной игре. (см. сайт teremok- taganrog.ru раздел «Методическая копилка»).