Целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках математики в достижении качественного образовательного результата. Выполнила учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Advertisements

Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак "Мышление начинается.
Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии Доржиева Сэсэгма Санжиевна, учитель биологии МБОУ «Верхне-Ичетуйская СОШ»
Исследовательские проекты Исследовательская деятельность младших школьников.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение 1.Организация обучения – путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем,
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Нет ничего практичнее хорошей теории. Р. Кирхгоф. Мышление начинается с проблемной ситуации. С. Л. Рубинштейн.
Тема: «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах» Учитель начальных классов МОУ СОШ 2 п. Чернышевск Л.И. Ягодко.
Проблемное обучение Модель организации учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Проблемное обучение Учитель: Чурилова О.В. МОУ СОШ6 с. Ольгино.
Ананчикова Е.А.. Проблемное обучение Обеспечивает прочность усвоения знаний Делает процесс обучения более интересным Учит применять знания на практике.
Презентация Проблемное обучение на уроках математики Презентация Проблемное обучение на уроках математики МБОУ –средняя общеобразовательная школа 7 города.
ФАЛИЛЕЕВА Н.А. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЧИНДАНТСКАЯ СОШ.
Учитель МОУ «СОШ с.Клещёвка» Кондратова Ирина Геннадьевна.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Транксрипт:

Целесообразность использования технологии проблемного обучения на уроках математики в достижении качественного образовательного результата. Выполнила учитель математики Дмитриева И.Н. МБОУ ТСОШ 2. Октябрь 2012г.

Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности. развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности. научить школьника не только понимать, но и мыслить. научить школьника не только понимать, но и мыслить. Для этого надо развивать способности школьников. Для этого надо развивать способности школьников. Умственная деятельность должна быть мотивирована. Умственная деятельность должна быть мотивирована.

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?» Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку». По иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!» По иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб». Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!» Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному. Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному.

Необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, Необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, Осознание мотивов своей деятельности. Осознание мотивов своей деятельности. В основе умственных способностей лежат природные задатки человека. В основе умственных способностей лежат природные задатки человека. Задача учителя в том и состоит, чтобы развить эти задатки. Задача учителя в том и состоит, чтобы развить эти задатки.

Проблемное обучение. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проблемой называют задачу, которую невозможно разрешить с помощью известных знаний и способов действий. Проблемой называют задачу, которую невозможно разрешить с помощью известных знаний и способов действий. Она обычно выглядит как противоречие, возникающее в ходе развития познания. Она обычно выглядит как противоречие, возникающее в ходе развития познания. Многие педагоги суть проблемного обучения видят в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Многие педагоги суть проблемного обучения видят в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний.

Возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?». Возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?». Если он лежит через заучивание, то здесь и проблемы нет. Если он лежит через заучивание, то здесь и проблемы нет. Но если для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, то возникает проблемная ситуация, здесь требуется напряжение умственной деятельности. Но если для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, то возникает проблемная ситуация, здесь требуется напряжение умственной деятельности.

Можно выделить три группы проблемных ситуаций: Познавательные (теоретическое мышление); Познавательные (теоретическое мышление); Оценочные (критическое мышление); Оценочные (критическое мышление); Организаторско- производственные (практическое мышление). Организаторско- производственные (практическое мышление).

Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений и т.д. Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений и т.д. Оценочные проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда. Оценочные проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда. Решение организаторско- производственных проблем связано с поиском путей различных положительных изменений окружающей действительности. Решение организаторско- производственных проблем связано с поиском путей различных положительных изменений окружающей действительности.

Познавательные проблемные ситуации. Привлечение учащихся к самостоятельному определению понятий. Привлечение учащихся к самостоятельному определению понятий. Главное –заинтересовать их новой деятельностью. Главное –заинтересовать их новой деятельностью. Наиболее сложная познавательная проблема- это выдвижение обоснованных гипотез. Наиболее сложная познавательная проблема- это выдвижение обоснованных гипотез.

Оценочные проблемные ситуации Основная цель– развитие критического мышления учащихся. Основная цель– развитие критического мышления учащихся. Обычно на уроке учащимся приходится опровергать ложные суждения. В процессе этой работы они должны проявить высокую наблюдательность и путём сопоставления найти ошибку. Обычно на уроке учащимся приходится опровергать ложные суждения. В процессе этой работы они должны проявить высокую наблюдательность и путём сопоставления найти ошибку.

Учебные организаторско- производственные ситуации способствуют подготовке учащихся к активной деятельности в производстве, развивают практическое мышление, учат находить выход из возможных трудных положений. способствуют подготовке учащихся к активной деятельности в производстве, развивают практическое мышление, учат находить выход из возможных трудных положений.

УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ. На одном уроке должны решаться проблемы разного вида. На одном уроке должны решаться проблемы разного вида. Перед решением заданий необходимо мотивировать полезность их выполнения. Перед решением заданий необходимо мотивировать полезность их выполнения. Систематичность в организации проблемного обучения на уроках. Систематичность в организации проблемного обучения на уроках. Проблема должна решаться письменно. Проблема должна решаться письменно. Учёт индивидуальных особенностей учащихся в процессе выполнения заданий. Учёт индивидуальных особенностей учащихся в процессе выполнения заданий. Необходимо постепенно усложнять задания. Необходимо постепенно усложнять задания.

Как же создавать проблемные ситуации? Через умышленно допущенные учителем ошибки. Через умышленно допущенные учителем ошибки. Через использование занимательных заданий. Через использование занимательных заданий. Через решение задач, связанных с жизнью. Через решение задач, связанных с жизнью. Через выполнение практических заданий. Через выполнение практических заданий.

Через решение задач на внимание и сравнение. Через решение задач на внимание и сравнение. Через противоречие нового материала старому, уже известному. Через противоречие нового материала старому, уже известному. Через различные способы решения одной задачи. Через различные способы решения одной задачи. Через выполнение небольших исследовательских заданий Через выполнение небольших исследовательских заданий

НЕКОТОРЫЕ СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧАЛА УРОКА 1. Предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку. 1. Предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку. 2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо известному школьникам. 2. Даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо известному школьникам. 3. На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их. 3. На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.

ИСКУССТВО СТАВИТЬ ВОПРОСЫ Знаменитый древнегреческий учёный Аристотель вопрос трактует как мыслительную форму, обеспечивающую переход от незнания к знанию. Знаменитый древнегреческий учёный Аристотель вопрос трактует как мыслительную форму, обеспечивающую переход от незнания к знанию. Любая система вопросов регулирует деятельность учеников, направляет её в необходимое русло. Любая система вопросов регулирует деятельность учеников, направляет её в необходимое русло.

Рекомендации учителям по созданию проблемных ситуаций на уроке. 1.Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения. 1.Подводить к противоречию с уже известным и предлагать самим находить способ разрешения. 2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. 2. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы. 3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом. 3. Создавать ситуации включения, используя задания, связанные с их жизненным опытом. 4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками. 4. Использовать задачи с заведомо допущенными ошибками. 5. Предлагать практические исследовательские задания. 5. Предлагать практические исследовательские задания. 6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи. 6. Отыскивать различные способы решения одной и той же задачи. 7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос. 7. Излагать различные точки зрения на один и тот же вопрос. 8.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта. 8.Учить составлять задачи по статистическим данным своего населённого пункта. 9.Использовать тесты с выбором правильного ответа. 9.Использовать тесты с выбором правильного ответа.

Вывод. Создание проблемных ситуаций на уроках не только формирует систему знаний, умений и навыков, Создание проблемных ситуаций на уроках не только формирует систему знаний, умений и навыков, Но развивает у школьников творческую активность. Но развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения в решении задач приводит к пониманию недостаточности имеющихся знаний, что вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Ситуация затруднения в решении задач приводит к пониманию недостаточности имеющихся знаний, что вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать возможность экспериментировать и не бояться ошибок Необходимо давать возможность экспериментировать и не бояться ошибок воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем.