Из опыта работы психолога Центра ПМПС детей с трудностями в обучении и школьной дезадаптацией Хохловой С.В. МОУ лицей 5 г.Елец
Хохлова Светлана Владимировна Должность: психолог Стаж работы: 15 лет Категория: 1
Цель организации Центра Сопровождения: своевременное выявление и обеспечение комплексной диагностики, психолого- педагогического воздействия и социальной реабилитации младших школьников с трудностями в обучении и школьной дезадаптацией в условиях общеобразовательного учреждения.
Факторы, необходимые для успешной реализации младшими школьниками учебной деятельности Регуляционная составляющая учебной деятельности Операционально- техническая составляющая учебной деятельности Социально- психологическая адаптация
Факторы, необходимые для успешной реализации младшими школьниками их ведущей деятельности- учебной. 1.Регуляционная составляющая учебной деятельности. - познавательная мотивация; - переживание ситуации успеха в учебной деятельности; - сформированность произвольной регуляции деятельности; - сформированность децентрации. 2.Операционально-техническая сторона учебной деятельности. - уровень интеллектуального развития; - сформированность школьно-значимых высших психических функций. В то же время младшие школьники включаются в межличностные отношения, складывающиеся в школе.
Неуспешные в учебной деятельности школьники характеризуются наличием так называемой дезадаптивной триады: сниженной эффективностью учебной деятельности; негативизмом по отношению к школьным правилам; сниженными навыками эффективной коммуникации, сочетающимися с низким уровнем эмоционального благополучия и самосознания.
Непосредственное реабилитационное воздействие на ребенка предполагает работу по двум блокам. 1 блок развитие высших психических функций и умственных способностей младших школьников. «Программа формирования нейропсихологического пространства неуспешного в учебной деятельности школьника». Цели программы: развитие высших психических функций; функциональная активация подкорковых образований мозга; обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции; стабилизация межполушарного взаимодействия; обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации; обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней. Форма работы: групповая. Программа включает в себя 25 занятий. Занятия проходят с использованием оборудования сенсорной комнаты.
На занятиях используются кинезиалогические упражнения, телесно- ориентированные, арттерапевтические психотехники, релаксационные приемы и упражнения.
2 блок коррекция эмоционально-личностных особенностей учащихся. Программа коррекционно-развивающих занятий «Хочу быть успешным!». Цель программы : развитие личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. Задачи программы: принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей; принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности; развитие рефлексии, умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков; развитие стрессоустойчивости, умения находить собственные ресурсы в трудной ситуации. Форма работы: групповая. Программа включает в себя 24 занятия.
Занятия проводятся в форме группового тренинга.
На занятиях происходит работа с наиболее часто встречающимися личностными проблемами.
Среди них: страхи, тревожность, агрессивность, застенчивость, проблемы общения, взаимоотношений с окружающими и др.
После завершения коррекционно-развивающих занятий проводится контрольное диагностическое обследование учащихся с целью выявления динамики развития. Полученные результаты свидетельствуют о том, что: у детей повышается объем внимания, уровень развития произвольной регуляции деятельности;внимания произвольной регуляции деятельности объем зрительной и слуховой памяти соответствует возрастной норме;зрительнойслуховой в значительной степени развивается способность к рефлексии; повышается учебная мотивация, дети более активны на уроках;учебная мотивация в значительной степени снимается отрицательный эмоциональный фон, излишняя тревожность, раздражительность; дети более открыты в общении.
Анализ работы Центра Сопровождения показывает, что работа, ведущаяся по вышеперечисленным программам эффективна, совпадает с целями и задачами, стоящими перед Центром, и помогает в их реализации.