Особенности кейс-технологии
Case-studu Кейс – метод - метод получения нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации, через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффектиного решения и выработку плана действий по решению проблемы.
«Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает…» В.О.Ключевский
Из истории кейс-метода Начало ХХ века – Гарвардская школа бизнеса - использовался для практической подготовки в сфере менеджмента и маркетинга. Специально разработанные материалы (кейсы) в то время отсутствовали, поэтому приглашались специалисты, которые предлагали проблемные случаи из своей практики. Проблемы анализировались (в группах), обсуждались возможные решения и сравнивались с реальными решениями. Далее метод стали использоваться в профессиональном образовании, т.к. актуальным стало «практикующее» обучение
Теоретико- практические основания Case-studu Деловые игры можно считать предтечей Case-studu; Деловые игры можно считать предтечей Case-studu; Проблемно-поисковые технологии; Проблемно-поисковые технологии; Прагматическое обучение; Прагматическое обучение; Ориентацию на создание ситуации выбора; Ориентацию на создание ситуации выбора; Обучение через анализ собственного опыта. Обучение через анализ собственного опыта.
Обучающий цикл Изучение конкретной ситуации Изучение конкретной ситуации Анализ ситуации (рефлексивное осмысление) Анализ ситуации (рефлексивное осмысление) Формулирование выводов, оценок, обобщения Формулирование выводов, оценок, обобщения Разработка проекта последующих действий Разработка проекта последующих действий
Методика работы с кейсом 1 этап – Анализ ситуации и нахождение проблемы (в малых группах или индивидуально): Описание фактов, событий, действующих лиц, их действий, связей между ними и др. Описание условий и факторов (внутренних и внешних), влияющих на ситуацию. Идентификация проблемы («постановка диагноза») 2 этап – Сбор информации, необходимой для решения проблемы (в малых группах) Поиск недостающей информации, ее источников (возможна предварительная работа – сбор данных на предприятии в организации и др.) Оценка информации
продолжение 3 этап – Поиск решений проблемы (в малых группах или индивидуально): Разработка многообразия решений (надо рассмотреть проблему под разными углами зрения) Изучение альтернативных решений 4 этап – Принятие решений (в малых группах или индивидуально): Выбор критериев оценки решения проблемы Оценка альтернативных вариантов решения и их последствий (целесообразна письменная фиксация преимуществ и недостатков альтернативных вариантов) Выбор оптимального решения Письменная фиксация факторов и аргументов, оказавших влияние на процесс принятия решения
продолжение 5 этап – Презентация решения (на пленарном обсуждении): Подготовка презентации (выбор формы, докладчика и др.) Представление групповой версии решения проблемы Аргументация решения Ответы на вопросы и критические суждения со стороны других групп 6 этап - Сравнительный анализ: Анализ стратегий поиска решений Сравнение с фактически принятым решением Разработка плана мероприятий по реализации решения
Особенности содержания кейса Конкретная ситуация не содержит проблему в готовом виде Конкретная ситуация не содержит проблему в готовом виде Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения
Требования к описанию ситуации в кейсе Реальность событий Реальность событий Представление событий в динамике (четкое определение хронологии события) Представление событий в динамике (четкое определение хронологии события) Событийный стиль с широким применением образов, метафор Событийный стиль с широким применением образов, метафор Достаточное представление материала по объему Достаточное представление материала по объему Возможность выделения проблемы, представляющей интерес для обучающегося Возможность выделения проблемы, представляющей интерес для обучающегося Представление фотографий, видео-аудиоматериалов, рисунков и др. Представление фотографий, видео-аудиоматериалов, рисунков и др.
Действия учащихся при работе с кейсом 1. Анализ конкретной ситуации: - Чтение - Изучение текстов - Подготовка письменного анализа
Действия учащихся при работе с кейсом 2. Анализ конкретной ситуации в малой группе 3. Групповая дискуссия (направляемая тьютером) 4. Моделирование конкретных действий на базе выработанного решения 5. Подведение итогов (выводы, описание аналогичных ситуаций из собственного опыта, теоретические обобщения)
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ работе с кейсами Интеллектуальные умения критического мышления Умения предметной области знания Совокупность соответствующих компетентностей Общие компетенции Коммуникативные умения Поиск информации Осмысление Анализ Синтез Оценка Умения совместной деятельности Социальные компетенции Применение Профессиона льные ком.
Результаты применения кейс метода Учащиеся умеют: Рассматривать ситуацию во всех ее составляющих и взаимосвязях; Рассматривать ситуацию во всех ее составляющих и взаимосвязях; Выявлять движущие силы и этапы протекания изучаемых процессов; Выявлять движущие силы и этапы протекания изучаемых процессов; Строить структурные модели; Строить структурные модели; Выделять проблемы; Выделять проблемы; Прогнозировать дальнейшее течение событий, Прогнозировать дальнейшее течение событий, Выходить за рамки готовых алгоритмов деятельности в принятии решений и т.д. Выходить за рамки готовых алгоритмов деятельности в принятии решений и т.д.
Сравните: Цели применения кейс Формирование умений: применять имеющиеся знания на практике; критически анализировать ситуации; выделять и ранжировать проблемы; осуществлять поиск многообразных (в том числе альтернативных) и максимально возможных способов решения проблемы; осуществлять выбор и оценку оптимального решения; выработки стратегии принятия решения; Развитие: аналитического, критического и проблемно-ориентированного и творческого мышления; социальных компетенции при работе в малых и больших группах самостоятельности в принятии решенийРезультаты Учащиеся умеют: Рассматривать ситуацию во всех ее составляющих и взаимосвязях; Рассматривать ситуацию во всех ее составляющих и взаимосвязях; Выявлять движущие силы и этапы протекания изучаемых процессов; Выявлять движущие силы и этапы протекания изучаемых процессов; Строить структурные модели; Строить структурные модели; Выделять проблемы; Выделять проблемы; Прогнозировать дальнейшее течение событий, Прогнозировать дальнейшее течение событий, Выходить за рамки готовых алгоритмов деятельности в принятии решений и т.д. Выходить за рамки готовых алгоритмов деятельности в принятии решений и т.д.
Перечень проблем возникающих при применении кейс метода Кейсы невозможно сочинить, их создание требует особых навыков от педагога (практического опыта, серьезных исследований, владения особым стилем изложения) Кейсы невозможно сочинить, их создание требует особых навыков от педагога (практического опыта, серьезных исследований, владения особым стилем изложения) Учащиеся испытывают существенные трудности, неудачи в ходе аналитической работы снижают мотивацию Учащиеся испытывают существенные трудности, неудачи в ходе аналитической работы снижают мотивацию Требует больших временных затрат Требует больших временных затрат Требуется умение вести дискуссию Требуется умение вести дискуссию Требуется создание большого методического обеспечения Требуется создание большого методического обеспечения
Методические рекомендации по разработке кейса 1. Сформулировать цели, которые Вы хотите достичь с помощью этого метода и выбрать вид кейса, соответствующего цели и особенностям обучающихся (возраст, жизненный и профессиональный опыт и др.) 2. Определить основную проблему (ы) ситуации (их не должно быть больше 4-х); проблема должна быть личностно или профессионально значимой для обучающихся. 3 Выбрать сюжет (про что), в котором будет «жить» проблема. Определить от чьего лица будет описываться ситуация. Кейс – это не просто история или зарисовка с натуры. В ней должно быть представлено многообразие связей, противоречивые точки зрения, побуждающие к постановке вопроса «А как бы поступили Вы?»; кейс должен лишь давать основу и импульс для исследования, но при беглом чтении заголовка ситуации или ее содержания не возможно предугадать результаты. Ситуация должна иметь вариативность решений. Кейс должен содержать контрасты и сравнения, а также аргументацию важности события.
продолжение рекомендаций 4. Определить, какая информация Вам потребуется для составления кейса (газетные или журнальные статьи, личные наблюдения, фото- или видеохроника событий, исторические справки, отзывы экспертов и др.) как Вы ее будет добывать? 5. При разработке кейса необходимо учесть специфику учебной дисциплины, место его использования в теме. 6. Продумать процедуру организации работы обучающихся с кейсом (план работы и временной регламент). Например Заранее раздать учащимся описание ситуации для знакомства, первичного анализа и выявления проблем (индивидуальная самостоятельная работа) Уточнение проблем и их иерархия (групповая работа) Формулировка альтернативных решений (групповая работа) Составление + и – каждого решения, оценка альтернатив и обоснование выбора решения (групповая работа) Разработка плана реализации решения (групповая работа) Презентация результатов (индивидуальная)
Требования к структуре кейса Введение. Его цель – вызвать интерес к предлагаемому материалу, продемонстрировать практическую ценность и связь с изучаемым материалом. Главная часть. Она должна содержать описание проблемной ситуации, необходимые ссылки, соответствующие цитаты, характеристики действующих лиц, представление о внутренних и внешних взаимосвязях, взаимозависимостях, представления о воздействующих факторах, описание условий, в которых осуществляется событие. Заключение. В нем должны содержаться обобщения, описываться актуальность и значимость проблемы, приводиться ограничения, влияющие на возможности разрешения проблемы
Результаты, достигаемые при использовании кейс-технологии Приобретение опыта анализа ситуации, выявления проблем, поиска их решений (в том числе альтернативных решений), оценка предлагаемых решений, выбор оптимальных решений и принятия ответственного решения; Развитие аналитического, критического, проблемно-ориентированного и творческого мышления; Развитие социальных компетенции при работе в группе
выводы Кейс – метод носит интегративный характер, соединяя многие элементы других технологий (деловых игр, проблемного обучения, коммуникативных технологий). Кейс – метод носит интегративный характер, соединяя многие элементы других технологий (деловых игр, проблемного обучения, коммуникативных технологий). Его можно выделить как отдельную технологию. Его можно выделить как отдельную технологию. Ядром кейса является конкретная ситуация. Ядром кейса является конкретная ситуация.