Групповая работа как форма деятельностного метода в обучении.
Содержание работы 1)Актуальность применения групповой работы. 2) Цель групповой работы. 3) Задачи групповой работы. 4) Формы организации групп. а) по интересам б) случайным образом в) по определенному признаку г) по выбору лидера д) по желанию 5) Методы и приёмы групповой работы. 6)Отрицательные стороны групповой работы 7) Положительные моменты групповой работы.
Актуальность применения групповой работы Жизнь предъявляет высокие требования не только к нам педагогам, но и к детям. Требования к знаниям заметно возросли и умножились, например ЕГЭ. Чтобы ребенок не растерялся и успешно сдал этот экзамен, он должен самостоятельно ориентироваться в море информации, добывать, перерабатывать и выдавать. Одним из методов развития самостоятельного мышления является групповая работа на уроках в начальной школе. Целью этой технологии является: развитие мышления младшего школьника
Задачи групповой работы Научить воспринимать и осознавать учебное задание со слухового письменного представления, ориентироваться в этих заданиях. Учить планировать деятельность во время учебного процесса (т.е.составлять алгоритм своей деятельности) Развивать навыки социально культурного поведения. Учить самостоятельно добывать учебную информацию. Формировать адекватную самооценку себя и партнера.
Формы организации групп По интересам Случайным образом По определенному признаку По выбору лидера По желанию
По интересам лабораторная работа чтение (по ролям и т.д.) труд
Случайным образом Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) люди, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
По определенному признаку Такой признак задается либо ведущим, либо выбранным участником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить людей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся людей.
По выбору лидера Лидер» в данном случае может либо назначаться организатором (в соответствии с целью, поэтому в качестве такового может выступать и аутсайдер), либо выбираться игроками. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».
По желанию В эту группу дети объединяются по своему желанию, кто с кем захочет
Методы и приёмы развития критического мышления, которые подходят для работы в группе * Шесть шляп * Найди ошибки * Найди соответствия * Броуновское движение» * Мозговой штурм * Метод мозаики * Аквариум
Отрицательные стороны работы в группах некоторые дети отмалчиваются, теряются необходим дополнительный раздаточный материал, который готовит учитель трудно следить одновременно за работой всех групп объективность оценки за работу иногда нарушается
Положительные моменты работы группами: развитие коммуникативных компетенций развитие умения слушать и слышать товарищей развитие оценки и самооценки развитие уверенности в своих знаниях, но не самоуверенности