Модели ГЧП в ЖКХ: правовое регулирование и актуальная практика «Развитие инфраструктуры ЖКХ с помощью инструментов государственно-частного партнерства» Федор Теселкин Роман Чураков 4 июня 2011 года
Содержание Тенденции рынка ГЧП в сфере ЖКХ Модели ГЧП для ЖКХ в России: ВООТ или концессия Актуальное развитие законодательства в сфере ЖКХ Практические вопросы проектов ЖКХ и их решения
Тенденции рынка ГЧП в сфере ЖКХ Становление ГЧП в России продолжается – создаются первые прецеденты успешных проектов Ряд крупных международных проектов ГЧП в последние два года достигли не только коммерческого, но и финансового закрытия Масштабные планы по обновлению основных фондов российского ЖКХ Старт международных проектов в сфере ЖКХ – «Невская вода» в Санкт-Петербурге Рост доли проектов ЖКХ в структуре сделок ГЧП в России – в особенности, на региональном уровне Законодательные новеллы, в том числе в отношении ГЧП в ЖКХ
Модели ГЧП для ЖКХ в России: ВООТ или концессия? Право собственности на объект соглашения Законодательная база Конкурсная процедура Привлечение финансирования и обеспечительный пакет Покрытие тарифного риска Передача существующих объектов Федеральное финансирования Восприятие моделей рынком Опыт структурирования и реализации моделей в России
Изменения концессионного законодательства В июле 2010 года в концессионное законодательство были внесены изменения, направленные на улучшение инвестиционного климата в проектах ЖКХ. В частности: Для проектов ЖКХ разрешено участие унитарных предприятий на стороне концедента, что облегчает процесс передачи имущества в концессию. Для проектов ЖКХ установлена возможность использовать права концессионера в качестве средства обеспечения. Механизм, однако, не идеален и нуждается в совершенствовании. Предусматривается возмещение расходов концессионера при досрочном прекращении концессионного соглашения. Устанавливаются более надежные механизмы защиты концессионера от тарифных рисков.
Изменение тарифного законодательства Продолжается либерализация тарифного регулирования в сфере электроэнергетики – утратила силу большая часть положений, устанавливающие государственное регулирование цен на электроэнергию Утверждена детальная методика тарификации в сфере ЖКХ – предусматривается реальная возможность введения максимальных (предельных) тарифов вместо продажи по фиксированным ценам; даны предпосылки для тарификации отдельных технологических процессов, что, в частности, позволит развить ГЧП на линиях очистки воды; появляется возможность утверждения тарифов на долгосрочный период
Законодательство в области энергосбережения Энергосервисные контракты как новый инвестиционный инструмент - ряд компаний в России рассматривают энергосервисные контракты как способ удовлетворения своих потребностей в новой, более эффективной инфраструктуре Новейшим законодательством предусмотрена обязанность организаций бюджетного сектора обеспечить снижение энергопотребления на 15% до 2014 года. Данная норма призвана стимулировать сектор ЖКХ осуществлять инвестиции в инфраструктуру, что открывает инвестиционные возможности для ГЧП
Земля/недра Наделение инвестора земельным участком в большинстве случаев вызывает значительные сложности в любых проектах, в том числе проектах ГЧП. Для концессий порядок предоставления земли и недр урегулирован законом, и в целом процедура достаточно понятна. Порядок наделения инвестора землей в других проектах ГЧП (прежде всего BOOT) законом не предусмотрен, что вызывает ряд сложностей, включая проблему конкурса – действующее законодательство может быть истолковано так, что для заключения проекта и предоставления земли требуются два конкурса предоставление земли ГУПами – законодательство разрешает субаренду земли ГУПами только для концессий, в остальных случаях субаренда запрещена В ряде проектов ЖКХ некоторые сооружения должны располагаться под землей (например, тоннели в проектах водоочистных сооружений). Однако не ясно, требуется ли получение лицензии на недра для строительства таких сооружений, а также неочевиден порядок ее получения. Проблема сервитутов
Тарифы Тарифное регулирование в ряде случаев не ориентировано на современные инвестиционные проекты, что вызывает неопределенность финансового планирования и другие сложности, включая: Отсутствие эффективных механизмов гарантированного тарифа (кроме концессий) Риск произвольного изменения утвержденных тарифов по инициативе гос. органов Утверждению долгосрочных тарифов препятствует механизм индексации тарифов, зависящий от федеральных властей – индексы утверждаются на ежегодной основе, что не позволяет планировать рост тарифов Имеется отработанная практика тарификации только простейших договорных конструкций (таких как договоры купли-продажи), в то время как тарификация новых проектных механизмов (таких как услуги по очистке воды) осложняется отсутствием опыта регуляторов
Вопросы гос. финансирования В проектах, предполагающих гос. финансирование, не очевиден порядок оформления такого финансирования, что характерно как для концессионных, так и неконцессионных проектов. Соответствующими рисками являются: Риск квалификации гос. финансирования в качестве гос. подряда Риск отказа в выплатах в связи с отсутствием основания и (или) порядка бюджетирования гос. выплат Риск признание незаконными выплат при прекращении, превышающих (или, напротив, составляющих сумму, меньшую чем) расходы концессионера на создание (реконструкцию) объекта концессии
Иные вопросы Новация прав победителя/участника конкурса к специальной проектной компании Изменение объекта и условий соглашения после конкурса Цена реализации
Контактная информация Федор Теселкин Роман Чураков Тел.: +7 (495)