Составные части краски: Охра - естественные минеральные краски (желтые, оранжевые, красные, коричневые, зеленые). – красящее вещество (пигмент), сделанное из отвара растения, измельченного камня или насекомого; краски растительные и минеральные; – жидкий разбавитель (основание краски) вода или масло; – клейкое связующее вещество (в древности: яичный желток, мед, кровь).
Задания Почему изображения животных натуралистичны, а изображение человека схематично? Как могла появиться идея создания краски? Используем ли мы сегодня рисунки для передачи сообщений? А какими бы изображениями вы украсили бы пещеры, если бы вам пришлось в них жить?
Закрепим Марселино Саутуола 1875 (Испания, д.Альтамира) Капова пещера Синкретический характер Капова пещера. Копия в антропологическом музее
Капова пещера
Выводы, подведение итогов
На следующем уроке Мегалитическая архитектура
– менгиры (бретонск. мэн камень и хир длинный) одиноко стоящие каменные глыбы до 20 метров высотой (Бретань, Франция). – кромлехи (бретонск. кром кург и лех камень) концентрические круги столбов-менгиров, иногда соединенных каменными балками (Стоунхендж, Англия). – дольмены (бретонск. толь стол и мэн камень) перекрытые большим плоским камнем сооружения
Есть ли в России какие-либо камни-памятники? Связаны ли они с какими-либо языческими преданиями и обрядами? В каких произведениях художественной литературы встречаются магические круги? Какую функцию они выполняют? (См., напр. Вий Н. Гоголя) Попробуйте сравнить дольмен и греческий портик, дом с плоской крышей, автобусную остановку. Изменилось ли что-нибудь в этой конструкции? Чем объяснить такую живучесть этой конструкции? Какова она в плане? Какие два основных плана конструкций проявились в мегалитических постройках? Что могут символизировать эти фигуры в планах зданий?
Но до сих пор в его глухой пещере Толпой теней, стремительно живой, Летят по стенам яростные звери, Свирепые противники его. Глаз мамонта испуганно косится, Бежит олень, погоней окрылен, Упал и, умирая, шевелится И кровь глотает раненый бизон. Охотники бесшумно шли по следу, И громким криком открывали бой, И закрепляли трудную победу Рисунком легким, тонкою резьбой.