Тема диссертационного исследования : Специальность – социальная психология
Актуальность исследования обусловлена потребностью общества в высококвалифицированных специалистах - психологах, являющихся достаточно устойчивыми, гибкими в континууме « принятия » – « непринятия ». В центре профессиональной деятельности психолога – отношения с другим человеком, отличающимся жизненным опытом, позицией, религией, мировоззрением. Толерантность определяет эти отношения, являясь интегративным профессионально важным качеством специалиста. Развитию толерантной личности психолога в процессе профессионального становления в вузах уделяется недостаточно внимания, и этот процесс, закономерно имеет многочисленное противоречие и не обеспечивает формирование требуемых толерантных качеств. Не смотря на остроту проблемы социально - психологические особенности развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления в вузе социальной психологией она целенаправленно не исследована.
Объект : профессиональное становление личности. Предмет : развитие толерантных качеств психолога в процессе профессионального становления в вузе. Цель : раскрыть социально - психологическое содержание, особенности и условия развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления в вузе. Задачи исследования Теоретико - методологическая база : теория, принципы, подходы к социально - психологическому исследованию личности и группы. Гипотеза Для развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления в вузе необходимы понимание сущности, социально - психологических особенностей и структурно - содержательных характеристик толерантности. С учетом этого представляется возможным разработка и реализация программы развития толерантных качеств будущего психолога. Эффективность проведения такой программы во многом определяется организацией системы социально - психологического сопровождения профессионального становления толерантной личности в вузе. Методы НИ : теоретические, эмпирические, статистические. Организация и этапы исследования : 3 этапа ( годы ). Эмпирическая база исследования : студенты - психологи и специалисты - психологи.
1. Проанализировать результаты исследований проблемы толерантности профессионала, на основе которых раскрыть сущность, социально - психологическое содержание и особенности развития толерантной личности психолога в процессе его профессионального становления. 2. Обосновать структурно - содержательную модель толерантности личности психолога, с учетом которой разработать программу и методический инструментарий социально - психологического сопровождения профессионального становления будущего специалиста на этапе профессиональной подготовки в вузе. 3. Экспериментально исследовать эффективность авторской программы развития толерантных качеств личности психолога в процессе профессионального становления в вузе. 4. Определить социально - психологические условия эффективного профессионального становления толерантной личности психолога. 5. Разработать социально - психологические рекомендации эффективного развития толерантной личности психолога в процессе его профессионального становления в вузе.
Методики, использованные в процедуре валидизации : - « Общая коммуникативная толерантность » ( В. В. Бойко ); - « Индекс толерантности » ( Г. У. Солдатова ); - « Вопросник для измерения толерантности » ( В. С. Магун, М. С. Жамкочьян, М. М. Магура ) Теоретические ЭмпирическиеСтатистические Анализ и обобщение теоретических источников Анализ учебных планов, содержания учебных дисциплин в вузе Тренинг технологии терапии Беседа Квазиэксперимент Тестирование Тест Р. Кеттелла (PF-16, форма А ) Методика В. В. Бойко « Общая коммуникативная толерантность » Методика О. П. Елисеева « Самооценка специалиста - психолога » Авторский опросник « Общая профессиональная толерантность » Корреляционный анализ Факторный анализ Сравнение средних Критерий Спирмена Критерий Манна - Уитни Критерий Краскала - Уоллиса Критерий Вилкоксона
1 этап 1. Изучение литературы. 2. Систематизация подходов. 3. Определение исходных понятий, позиций, положений. 4. Формулирование гипотезы. 2 этап 1. Разработка программы исследования. 2. Разработка и апробация методик исследования. 3 этап 1. Эмпирическое исследование. 2. Анализ результатов. 3. Описание результатов и выводов.
Личностный компонент Эмоциональный компонент Когнитивный компонент Конативный компонент Операциональный уровень Рефлексивный уровень Технологии конструктивного взаимодействия Анализ результатов деятельности Контакт и взаимодействие Поле проявления толерантности Процессуальный уровень
Фактор принятия другого Фактор коммуника - тивной позиции Фактор эмоциональ - ной устой - чивости Фактор профес - сиональной ответствен - ности Реализм – чувствительность Направленность на понимание другого Сдержанность – экспрессивность Робость – смелость Социабельность – самодостаточность Замкнутость – общительность Покорность - доминантность Желание и возможности встать на позицию другого в отношениях с клиентом Принятие и понимание индивидуальности другого Шкала принятия ( отсутствие стремления переделать, перевоспитать партнера ) Умение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров Безоценочность в понимании поведения и образа мыслей других людей Умение выслушать и оказать поддержку другому Креативность и гибкость в отношениях Умение прощать другим ошибки, неловкость Границы « Я » - « Другой »: психологическая близость и похожесть с клиентом Терпимость к другой позиции Профессиональная рефлексия и ответственность в отношениях с клиентом Эмоциональная устойчивость и чувствительность в отношениях с клиентом Консерватизм – радикализм Шкала конформизма Конкретность – абстрактность мышления Спокойствие – тревожность Расслабленность – эмоциональная напряженность Низкий самоконтроль – высокий самоконтроль Эмоциональная стабильность – нестабильность Практичность – мечтательность Подозрительность – доверчивость Нормативность поведения Отсутствие стереотиповШкала гибкости и принятия Ответственность и рефлексия Прямолинейность ( наивность ) – проницательность ( искусственность )
Профессиональная ответственность Коммуникативная позиция Принятие другогоПринятие другого 2 блок Профессиональная практика Профессиональные знания Тренинги осознавания и креативности РефлексивныйОперациональныйПроцессуальный 3 блок 1 блок Эмоциональная устойчивость
1. Выявлены и описаны сущностные характеристики толерантной личности психолога, ее социально - психологические особенности развития. 2. Раскрыты структурно - содержательные компоненты толерантности психолога, позволяющие расширить ранее не исследованные социально - психологические аспекты толерантности. 3. Введены в научный оборот новые эмпирические данные, уточняющие сущность и структурно - содержательные характеристики толерантной личности психолога. 4. Описаны социально - психологические условия эффективного развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления в вузе и реализована программа, обеспечивающая позитивное развитие толерантных качеств будущих психологов. 5. Разработаны основные направления развития толерантной личности психолога – внедрение тренинговых технологий, построение учебных курсов, создание пространства толерантного взаимодействия будущего специалиста.
Отличие теоретических и эмпирических результатов исследования от результатов, полученных другими авторами, состоит в представлении авторской системной характеристики компонентов толерантности психолога, ее структурно - содержательной представленности и раскрытии механизмов ее трансформации в процессе деятельности, отношений и взаимодействия, отдельные стороны которых исследованы фрагментарно Н. К. Бахаровой, О. В. Рудыхиной, Ю. П. Поваренковым, О. В. Михайловой и др. Предложенная авторская программа социально - психологического сопровождения, ориентированная в рамках авторской модели на системное развитие взаимосвязанных структурно - содержательных компонентов толерантности психолога, интегрирует частные результаты, в том числе разработанные А. И. Донцовым, Р. И. Надюком и др.