Рисовать – это здорово! Молчанова Г.В. воспитатель МБДОУ « Детский сад4 «Росинка» комбинированного вида г. Шарыпово. Кружковая работа в детском саду как средство развития детского творчества.
Актуальность С 2009 года реализуется национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». В одном из разделов говорится о развитии системы поддержки талантливых детей, а также о необходимости созданий условий для массового проявления детских талантов в разных сферах деятельности, в том числе дополнительном образовании. Работая с детьми, я столкнулась с такой проблемой, как нежелание некоторых детей рисовать. Дети боятся листа бумаги, навыки изобразительной деятельности у них недостаточно сформированы, детям не хватает воображения, самостоятельности, уверенности в себе. Возник вопрос - как раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своём умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге.
Изучив методическую литературу, я пришла к выводу, что решением этой проблемы может стать использование нетрадиционных техник рисования, поэтому в кружке я стала использовать эти техники. Мною был разработан перспективный план, в соответствии с лексическими темами группы. Занятия в кружке с использованием нетрадиционных техник рисования направлены на творческое развитие личности ребёнка и не требуют от него особых способностей и талантов.
Цель Развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения нетрадиционных техник рисования.
Задачи Обучить приёмам нетрадиционной техники рисования. Упражнять в применении различных способов изображения с использованием различных материалов. Учить создавать красивые работы, радоваться результатам своего труда и труда товарищей. Развивать воображение у детей, поддерживая интерес и мотивированную потребность к изобразительному творчеству. Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей. Способствовать развитию личности через самовыражение в изобразительном творчестве. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Принципы обучения. Постепенности и последовательности (от простого к сложному); наглядности; индивидуальности; связь обучения с жизнью; выбора (решений по теме, материалов, способов без ограничений); научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.).
Преимущества нетрадиционного рисования. Многообразие способов рисования; многообразие средств рисования; проявляет характер ребёнка, его индивидуальность; вызывает целый ряд эмоций; развивает мелкую моторику руки; прививает любовь к изобразительному искусству; непринуждённо развивает творческие способности
Техники рисования пальчиковая живопись, рисование ладонью, монотипия, рисование по сырой бумаге, выдувание трубочкой, с помощью пищевой плёнки, набрызг, печатание листьями, печатание пробками, рисование потолочной плиткой, мыльными пузырями, манкой и т.д.
Развивающая среда
Дидактические игры «Создай картину», «Угадай картину», где дети учатся различать виды живописи, « На что похожи облака», «Собери птичку, рыбку» (в тёплых или холодных тонах), « Назови цвета времён года», «Собери натюрморт», «Дорисуй предмет», «Назови знакомые росписи», «Юбка для барышни».
Работа с родителями В родительском уголке выставляю папки передвижки, памятки и рекомендации для родителей, консультации « Как организовать дома рисование с ребёнком», «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования», « У истоков творчества». Регулярно провожу выставки детских работ. Привлекаю родителей к совместной изодеятельности со своими детьми. Был проведён мастер- класс по нетрадиционным техникам рисования.
Критерии оценивания навыков и умений детей умение применять нетрадиционные техники рисования; умение смешивать краски (2 цвета); умение свободно владеть кистями разной фактуры и размеров; умение свободно владеть нетрадиционными средствами рисования (палочками, пробками, поролоном и т.д.); умение составлять предмет из отдельных частей
Результаты использования нетрадиционных техник рисования. дети стали сосредоточеннее, внимательнее на занятиях; у них появился познавательный интерес; повысился интерес к использованию нетрадиционных приёмов; воображение стало более развитым; прошёл страх перед пространством листа; появилось желание что- то творить посредством нетрадиционных приёмов.
Вывод Таким образом, создание кружка способствует активизации памяти, внимания, развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Работа в кружке формирует навыки коллективного творчества, сотрудничества.
Пусть дети рисуют, творят, фантазируют! Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научаться видеть прекрасное в обычном. Пусть они растут с душой художника!
Используемая литература Используемая литература: А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки» Ярославль, Академия развития 2006г.; И.А.Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду» Москва 2010г.; Е.Коротеева «Живопись. Первые шаги» Москва ОЛМА Медиа Групп 2009г; Н.А.Курочкина «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Санкт-Петербург « ДЕТСТВО – ПРЕСС»2004г.; Н.А.Курочкина « Знакомим детей с пейзажной живописью» Санкт- Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС»2000г. Н.В.Дубровская «Приглашение к творчеству» Санкт-Петербург « ДЕТСТВО– ПРЕСС»2004г.; Н.Ф.Дик «Развивающие занятия художественно - эстетического цикла для дошкольников» Москва « Русское слово»2007г.; Т.Н. Доронова «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников Москва «Просвещение 2006г.; Г.П. Есафьева «Учимся рисовать» Ярославль, Академия развития; Журнала « Дошкольное воспитание» 2011г.
Спасибо за внимание