Деятельность классного руководителя в современном образовательном учреждении.
Что означает профессионально управлять процессом воспитания? Это означает действовать системно. Караковский В.А.
Государственная политика в области воспитания Конвенция ООН о правах ребенка; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на годы»; О реализации решения коллегии Минобразования России от г. 19/2 (приказ Минобразования России от г. 193); Основные направления и план действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на годы (приложение 1 к приказу Минобразования дополнительного образования детей на годы (приложение 2 к приказу Минобразования России от г. 193); «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении (письмо Минобразования России от г /13).
Взаимодействие с семьей и детскими общественными объединениями Федеральный закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений; О реализации решения коллегий от г. 11/1 «Об опыте взаимодействия органов управления образованием детских общественных объединений (приказ Минобразования России от г. 2419; Методические рекомендации о расширении деятельности детских молодежных объединений в образовательных учреждениях (письмо Минобразования от г. 101/28- 16); Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от г. 90/30-16).
Основные индикативные показатели Положительн ая динамика (2 балла) Да (1 балл) Нет (0 баллов) чел.% % % Сформированность классного коллектива 98154,779344, 1 211,7 Взаимодействие классного руководителя с родителями 97654,380845, 0 110,6 Создание благоприятного психологического климата в классе 97754,480945, 0 90,5 Отсутствие правонарушений и других негативных проявлений среди учащихся 78843,995153, 0 563,1 Профессиональная компетентность классного руководителя 92251,486248, 0 110,6 В мониторинге приняли участие 1795 классных руководителей. Диагностика качества воспитательной работы в соответствии с основными индикативными показателями
В общеобразовательных учреждениях города Пензы работают: 1766 классных руководителей, получающих федеральную надбавку за классное руководство; 673 учителя начальных классов; 893 классных руководителей среднего и старшего звена; 223 старших воспитателей и воспитателей ГПД; 71 социальных педагогов; 65 старших вожатых; 77 заместителей общеобразовательных учреждений по воспитательной работе; 23 педагога-организатора; 245 педагогов дополнительного образования. Статистические данные
Диагностическая оснащенность деятельности классного руководителя. В процессе воспитания детей выделяют два объекта диагностики: состояние (ход) воспитательного процесса; его результативность (эффективность) При изучении первого объекта – состояния (хода) воспитательного процесса – предметами диагностики часто становятся: формирование отношений в коллективе класса (межличностные и деловые, внутренние и внешние связи и отношения); развитие совместной деятельности (изучение потребностей, мотивов, умений планировать, организовывать, анализировать деятельность); культура общения учащихся.
Определение эффективности воспитательного процесса В каждом классе разрабатывается своя система диагностики, так как существенно отличается друг от друга состав классного сообщества. Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя: 1. Продуктивность; 2. Удовлетворенность процессом и результатами деятельности. Продуктивность воспитательной деятельности включает в себя две основные составляющие: 1. Развитость детей; 2. Сформированность коллектива класса (отношений, атмосферы, среды развития, его репутации и индивидуальности). Эффективность воспитательного процесса в классе зависит от: Развитости основных потенциалов человека; Сформированности коллектива класса, его репутации и индивидуальности; Удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.
Рекомендуемая литература Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя. – СПб., Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М., 2005.