Инновационные преобразования в организации образовательного процесса в КазНМУ 1
У тех, кто не думает о будущем – его нет. Брайан Трейси 2
Казахстан в настоящее время является участником всех основных международных документов в области образования, защиты прав человека и ребенка : Всеобщая Декларация прав человека Конвенция о правах ребенка Международная Декларация экономических, социальных и культурных прав человека Болонская и Лиссабонская Конвенции в области высшего образования и др.
Министерство образования и науки Республики Казахстан 11- марта 2010 года в г. Будапеште ( Венгрия ) на II Болонском Форуме Министров образования стран – участниц Болонского процесса Казахстан присоединился к Болонской Декларации и стал 47 страной - членом Болонского процесса. 11- марта 2010 года в г. Будапеште ( Венгрия ) на II Болонском Форуме Министров образования стран – участниц Болонского процесса Казахстан присоединился к Болонской Декларации и стал 47 страной - членом Болонского процесса.
5 Международный семинар «Академическая мобильность в контексте Болонского процесса» Талдыкорган, мая 2010г.
14 мая 2010 года КазНМУ им.C. Д. Асфендиярова подписал Великую Хартию Университетов РК по присоединению к Болонскому процессу 6
7
Министр образования и науки Республики Казахстан Ж. К. Туймебаев Образовательная среда – это та стратегическая точка роста, благодаря которой создается самое эффективное средство любого прогресса, самый мощный инвестиционный ресурс – человеческий потенциал. Сегодня высшее образование превращается из затратной сферы в мощнейший фактор развития экономики, обеспечивающий воспроизводство решающего ресурса развития общества – человеческий капитал. И эта ответственная миссия может быть реализована только посредством повышения качества высшего образования.
Министерство образования и науки Республики Казахстан « Образовательная среда – это та стратегическая точка роста, благодаря которой создается самое эффективное средство любого прогресса, самый мощный инвестиционный ресурс – человеческий потенциал. Сегодня высшее образование превращается из затратной сферы в мощнейший фактор развития экономики, обеспечивающий воспроизводство решающего ресурса развития общества – человеческий капитал. И эта ответственная миссия может быть реализована только посредством повышения качества высшего образования ».
Необходимость перемен 10 ББ Старая модель образов ания Бакалавриат Магистратура PhD Кредитная ТО Траектория образования Элективы ИТО Эдвайзеры Тьюторы Офис регистратора Новая модель образов ания
Основные принципы перемен в КазНМУ Медицинское образование, основанное на компетенции Компетентностно - ориентированное обучение Формирование образовательной траектории специальности Реализация индивидуальной траектории обучения ( ИТО ) студента Новая система оценки образовательных программ, компетенций студента Структура преобразования : деканаты – департаменты - кафедры Развитие кадрового потенциала Новая корпоративная культура Научное сопровождение 11
Что нами сделано: 1. Разработана модель профессиональной компетентности выпускника КазНМУ: (Решение Ученого совета от ) Ключевые –основные компетенции: когнитивная компетенция(знания), операциональная компетенция (навыки), аксиологическая компетенция (коммуникативные навыки), правовая компетенция, компетенция непрерывного саморазвития. 12
Компетентностная модель специалиста оказывается достаточно сложным многоуровневым образованием, где, например, отдельным знаниям - сопоставлены объекты, критериям практической подготовки - конкретные материализованные свидетельства, а личностным и профессиональным аспектам - данные психологических тестов, собеседований и др.
Ситуация оказывается еще более сложной и многогранной, если компетенции дифференцированы по уровням общности ( например, общепрофессиональные, профессиональные, специальные ) или типу ( общеобразовательные, профессиональные, личностные ).
Компетентностно - ориентированное обучение предполагает усвоение студентом профессиональных компетенций. 15 Принцип 2 - Компетентностно - ориентированное обучение
В связи с этим по иному определяется система методов обучения – инновационные и интерактивные методы обучения. Будут изменены принципы организации обучения, что сменит роль учащегося от пассивного « получателя » готовых знаний к активному субъекту познавательного процесса. Процесс обучения должен быть ориентирован на студента, в то время как важной функцией преподавателя будет поддержка обучающегося в его учебной деятельности. В мировом образовательном сообществе используется новый термин, подчеркивающий большое значение этой функции преподавателей – тьютор или лицо, помогающее обучающимся осваивать изучаемую с преподавателем дисциплину. 16 Принцип 2 - Компетентностно - ориентированное обучение
Обязательные дисциплины ГОСО Терапия Акушерство Гигиена Хирургия Педиатрия ВОП элективы Образовательные траектории специальностей - ПРОГРАММЫ ПРЕПОДГОТОВКИ (элективы) на примере ОМ 17 БАКАЛАВРИАТ Принцип 3 - Формирование образовательной траектории специальности
Индивидуальная траектория обучения студента 18 ТерапияАкушерствоГигиенаХирургияПедиатрияВОП Студент Эдвайзер Принцип 4 - Реализация индивидуальной траектории обучения ( ИТО ) студента
Принцип 5 – Новая система оценки программ, компетенций студентов Требуется система, позволяющая объективно оценить компетентность каждого студента и выработать четкие критерии качества его профессиональной подготовки. 19
В решении задач инновационного развития КазНМУ важно сохранить факультеты и основные кафедры, т. е. сделать инновационные преобразования максимально безболезненными, для чего необходимы новые взаимоотношения между структурными подразделениями, участвующими в образовательном процессе.
В результате поэтапной реализации концепции инновационных преобразований КазНМУ предполагается повышение качества университетского образования и подготовка высококомпетентного конкурентоспособного на современном рынке труда специалиста медицинского профиля.
Если скорость перемен за пределами вашей организации превышает скорость перемен внутри вашей организации, то ваш конец не за горами. Д. Уэлч, исполнительный директор компании « Дженерал Электрик » 22
Схема взаимоотношений между деканатами и департаментами ( на примере деканата педиатрии ) 23 Деканат педиатрии Департамент педиатрии ( тьюторы ) Комитет программ Научно - методический центр анализа, внедрения и мониторинга образовательных программ Департамент Общеобразователь ных дисциплин Департамент Базовых дисциплин Эдвайзеры