Применение правового подхода к защите интересов ребенка
Права, которые мы имеем – Какие права имеют все люди независимо от того, кто они? Почему они их имеют? – Какие права характерны для вас? Почему именно для вас? – Какие права имеем мы все здесь? Почему мы все их имеем?
В сфере социального развития выделяют три основных подхода Благотворительный /милосердный Основанный на потребностях Основанный на правах
Благотворительный подход Наиболее инстинктивная и эмоциональная В течение многих лет была преобладающей для решения социальных проблем Основана на предположении, что благотворители знали нужды «бедных» и удовлетворяли их Как правило, включает жертвование денег, одежды, еды, предоставление медицинской помощи для облегчения страданий
Нуждающиеся остаются нуждающимися, но становятся более зависимы от пожертвований Бенефициары не участвуют в определении своих реальных потребностей Системные изменения не происходят
Подход, основанный на потребностях Середина 20 века Вмешательство основывается на потребностях, которые формулируют сами бенефициары Практически не включает системные изменения
Бенефициары – просящие, доноры – добродетели Не подразумевает обязательств у политиков и других влиятельных лиц Нужды удовлетворяются только при наличии ресурсов Действия предпринимаются на микро- уровне
Институциональные потребности Обеспечивает стабильность созданных учреждений Использует имеющиеся ресурсы Негибкая система
Подход, основанный на правах Универсальность Недискриминация и равенство Участие Подотчетность
Носители обязанностей Родители для детей Учителя для студентов Полицейские для подозреваемых Администрации учреждений и организаций Государственные, негосударственные и частные организации Страны и международные орагнизации (ООН, ВТО etc.)
Конвенция о правах ребенка Преамбула Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Статья 3 1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Семейный кодекс РФ Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.