Нормативно- правовые основы самоуправления обучающихся Прутченков А.С., доктор педагогических наук, профессор
Правило Шпрехта: "Чтобы вы ни делали, всегда найдется Закон, Указ, Постановление или Инструкция, согласно которым вас можно наказать". Из новых Законов Мерфи
Вывод: «Прежде чем предпринять что-то серьезное, обеспечьте соответствующее юридическое «прикрытие», и спокойно приступайте к делу». Из новых Законов Мерфи
Основные нормативные документы, регулирующие вопросы самоуправления обучающихся: 1. Всеобщая декларация прав человека; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Конституция Российской Федерации; 4. Закон РФ "Об образовании"; 5. Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"; 6. Федеральная целевая программа развития образования на г.г. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт (старшая школа). 8. Национальная стратегия действий в интересах детей на годы. 9. Типовое положение об общеобразовательном учреждении. 10. Локальные акты образовательного учреждения.
1. Всеобщая декларация прав человека Статья 21. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Конвенция о правах ребенка Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста … Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение ; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию … независимо от границ. Статья 29. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на: - воспитание уважения к правам человека и основным свободам …, - подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе.
3. Конституция Российской Федерации Статья Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
4. Закон РФ "Об образовании" Статья 35. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями. 2. Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников 4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на … участие в управлении образовательным учреждением, … на свободное выражение собственных мнений и убеждений. 4. Закон РФ "Об образовании"
Статья 26. Управление образовательной организацией 2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. 4. Федеральный Закон "Об образовании в РФ"
Статья В целях учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся в образовательной организации: 1) создаются советы обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся); 4. Федеральный Закон "Об образовании в РФ"
Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования 1. Обучающимся предоставляются академические права на: 10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; 17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом; 4. Федеральный Закон "Об образовании в РФ"
5. Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" Статья 2. Местное самоуправление 1. Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. 2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
6. Федеральная целевая программа развития образования на г.г. 7. Доля специалистов преподавательского и управленческого корпуса системы дошкольного и общего образования, обеспечивающих распространение современных моделей региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающих государственно-общественный характер управления образованием, в общей численности специалистов преподавательского и управленческого корпуса системы образования – увеличится с 15 до 60%
7. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – старшая школа 25. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать: формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержку детских объединений, ученического самоуправления ;
8. Национальная стратегия действий в интересах детей на годы (Утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761) VII. Дети - участники реализации Национальной стратегии 2. Основные задачи Привлечение детей к участию в общественной жизни. Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни. Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми …
9. Типовое положение об общеобразовательном учреждении Статья 49. Права и обязанности обучающихся и их родителей определяются уставом учреждения и иными предусмотренными уставом локальными актами. Статья 50. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения; е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений. Статья 68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом.
9. Типовое положение об общеобразовательном учреждении Статья 69. Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом общеобразовательного учреждения. Статья 72. Разграничение полномочий между директором и органами самоуправления определяется уставом общеобразовательного учреждения.
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 25 января 2000 г "Об усилении контроля за соблюдением требований к уставам общеобразовательных учреждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации" Соответствие содержания разделов устава образовательного учреждения структуре, определенной ст. 13 Федерального Закона Российской Федерации "Об образовании" от ФЗ, в том числе должно быть указано: - формы самоуправления образовательного учреждения в развитии п. 6 ст. 2 Закона Российской Федерации "Об образовании».
10. Локальные акты образовательного учреждения: - Устав общеобразовательного учреждения; - Положение об Управляющем совете; - Положение о педагогическом совете; - Положение о родительском комиете (совете); - Положение о совете обучающихся; - и др.
Принцип Блоха: «Внутренняя документация образовательного учреждения редко бывает в полном порядке. Но бывают «приятные» исключения из этого правила». Из новых Законов Мерфи
Уважаемые коллеги, желаем успехов и надеемся на сотрудничество!
Прутченков А.С., доктор педагогических наук, профессор,