Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках
Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь детского коллектива интересным содержанием. Игра порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, обогащает впечатлениями, помогает избегать назойливой назидательности, создает в детском коллективе атмосферу дружелюбия. В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место игра занимает в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, развиваются творческие способности личности. Без игры и не может быть полноценного умственного развития».
Объект исследования – процесс обучения младших школьников на уроках математики. Предмет исследования – активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Цель исследования – теоретически обосновать, практически проверить активизацию познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. Гипотеза исследования – процесс развития познавательного интереса будет эффективным, если: учитываются возрастные особенности младших школьников; используется комплекс специально подобранных дидактических игр на уроках математики.
Задачи исследования: изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования; разработать комплекс дидактических игр для 2 класса; Провести диагностику уровня познавательной деятельности учащихся 2 класса. Опытная работа проводилась в Белоярской средней школе 3, во 2 классе 2009 – 2010 учебном году. Учитель Рудская Л.Г.
Познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении.
Дидактические игры По цели обучения обучающие контроли рующие воспитывающие обобщаю щие развивающие По массовости групповые (коллективные) индивидуальные По реакции подвижные тихие По темпу «скоростные» «качественные» По применяемости в учебном процессе одиночные универсальные По характеру деятельности школьников репродуктивные частично- поисковые поисковые творческие По форме проведения игры- путешествия игры – поручени я игры- предположения игры- загадки игры - беседы Рис. Классификация дидактических игр.
ОтношениеПредметы МатематикаРусский языкЧтение 1.На уроке иногда бывает интересно. 2.Учу, потому что надо учиться. 3.Получаю удовольствие, работая на уроке, всегда интересно, узнаю много нового. 4.С нетерпением жду урока и стремлюсь узнать больше, чем требует учитель. Таблица 1. «Как вы относитесь к учебе по разным предметам»
Ф.И. математикарусский язык чтение Аккубекова Р.+++ Бабешин К.+++ Викторова И.+++ Галимова М.+++ Галкина Е.+++ Галютина Н.+++ Кошкин М.+++ Куконос В.+++ Кулаков В.+++ Курзанова Л.+++ Маракова Е.+++ Марфин К.+++ Матусевич К.+++ Новикова К.+++ Панин И.+++ Панфёров А.+++ Пашкина Д.+++ Рохман М.+++ Танева А.+++ Тайлакова А.+++ Якимчук В.+++ Результаты анкетирования в первую неделю обучения во 2 классе (в начале экспериментальной работы) Таблица 2.
УровеньПредметы МатематикаРусский языкЧтение 1. Проявляет ситуативный интерес 4 ученика 19% 4 ученика 19% 5 учеников 23.8% 2.Учит по необходимости 9 учеников 42.8% 10 учеников 47.6% 9 учеников 42.8% 3.Интересуется предметом 5 ученика 23.8% 4 ученика 19% 4 ученика 19% 4.Проявляет повышенную познавательную активность. 3 ученика 14.2% 3 ученика 14.2% 3 ученика 14.2% Уровни сформированности познавательной активности учащихся (в процентах). Таблица 3.
Диаграмма 1.
Ф.И. математикарусский язык чтение Аккубекова Р.+++ Бабешин К.+++ Викторова И.+++ Галимова М.+++ Галкина Е.+++ Галютина Н.+++ Кошкин М.+++ Куконос В.+++ Кулаков В.+++ Курзанова Л.+++ Маракова Е.+++ Марфин К.+++ Матусевич К.+++ Новикова К.+++ Панин И.+++ Панфёров А.++ Пашкина Д.++ Рохман М.++ Танева А.+++ Тайлакова А.+++ Якимчук В.++ Уровни отношений учащихся 2 класса Белоярской средней школы 3, после применения различных дидактических игр как средств активизации познавательной деятельности на уроках математики. Таблица 4.
УровеньПредметы МатематикаРусский языкЧтение 1. Проявляет ситуативный интерес 2 ученика 9.5% 3 ученика 18.75% 3 ученика 18.75% 2.Учит по необходимости 6 учеников 28,5% 7 учеников 43.75% 4 ученика 25% 3.Интересуется предметом 8 учеников 38% 4 ученика 25% 6 учеников 37.5% 4.Проявляет повышенную познавательную активность 5 учеников 23,8% 2 ученика 12.5% 3 ученика 18.75% Результаты отображены в таблице 5.
Диаграмма 2.
УровеньПредметы МатематикаРусский языкЧтение допоследопоследопосле 1. Проявляет ситуативный интерес 19%9.5%19% 23.8% 2.Учит по необходимости 42,8%28,5%47.6% 42.8% 3.Интересуется предметом23.8%38%19% 4.Проявляет повышенную познавательную активность 14,2%23,8%14.2% Сравнительные результаты анкетирования до и после проведения экспериментальной работы ( процентах). Таблица 6.
Динамика развития познавательной активности учащихся 2 класса Белоярcкой средней школы 3 (в процентном соотношении). Диаграмма 3.