МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение.
Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии.
И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников,
в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.
Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе.
В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения.
В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала.
И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
Данная проблема широко рассматривается в работе В.А.Сухомлинского О воспитании.
В этой книге он знакомит нас со своими мыслями о воспитании детей в семье и школе,
в том числе автор пишет об использовании игры: …Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.[1] [1] Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1985 стр.93 [1]
Продолжая работу Сухомлинского, в своей работе Психология игры Эльконин Д.Б. пишет, что игра влияет на развитие психических процессов: Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи.
В игре возникает новая психологическая форма мотивов.[1] [1] Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978 стр.277 [1]
Продолжая работу Эльконина, Амонашвили Ш.А. в своей книге В школу - с шести лет описывает опыт обучения шестилетних детей в школах,
а также рассматривает проблему использования игры на уроках: Дидактическая игра, если не делать из неё самоцель, может выполнить свою исключительную роль усиления сложного процесса учения, ускорения развития,[1] что и определяет актуальность нашей работы. [1] Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. М., 1986 стр.160 [1]
Для младшего школьного возраста учение – новое и непривычное дело.
Цель работы – определить наиболее эффективные методы использования дидактических игр на уроках математики в 1 классе.
В связи с этим были поставлены следующие задачи: - дать понятие о дидактической игре; - раскрыть особенности использования дидактических игр; - исследовать отношение детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики;
- изучить особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала на уроках математики в 1 классе при изучении темы Нумерация чисел в пределах сотни;
- выявить эффективные способы использования дидактических игр при обобщении материала.
Объектом исследования является процесс обучения математике младших школьников.
Предметом исследования выступает совокупность методов, способов и средств обучения, которые использует учитель на уроках математики в начальной школе.