Технологія формування творчої особистості. Лазаренко Е.Н. Педсовет
АвторОпределение понятия С.Г. Сысоева Эмоционально окрашенное личностно ориентированное развивающее взаимодействие учителя и ученика, которое обусловлено психолого- педагогическими и социальными условиями и обеспечивает дальнейшее творческое развитие личности ученика и уровня творческой деятельности учителя. М.М. Поташ- ник Определяет педагогическое творчество, исходя из актуальных идей оптимизации учебно-воспитательного процесса, и считает, что поиск оптимального педагогического решения всегда связан с творчеством.
АвторОпределение понятия педагогическое творчество –это педагогическая деятельность направленная на развитие потенциальних возможностей каждого ученика В.И. Андреев В.А. Моляко Рассматривают понятие «педагогики творчества». Отмечают, что под творчеством следует понимать процесс создания нечто нового для конкретного субъекта.
Независимо от рода деятельности творческая личность обладает следующими основными качествами: умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению; умение планировать и самоконтролировать свою деятельность; высокая работоспособность; умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели; умение защищать свои убеждения.
В.И. Андреев, характеризуя творческие способности личности, выделяет: мотивационно-творческую активность; интеллектуально-логические способности; интеллектуально-эвристические способности; коммуникативно-творческие способности.
: Черты творческой личности Готовность к риску Независимость суждений Чувство юмора Смелость выражения и мысли Большая роботоспособность Способность видеть пролблемы
Креативність Інтуіція Творча уява Дивергентне мислення Оригінальність мислення Асоціативність мислення Модель творчої особистості
В состав личностных эвристических качеств входят: когнитивные, креативные, оргдеятельностные качества, - которые проявляются через соответствующие виды деятельности
Методами контроля образовательной деятельности учащихся выступают способы анализа и оценки их образовательной продукции Например, необходимость развития креативных качеств учащихся приводит к созданию следующих направлений анализа образовательной продукции школьника: область творчества; степень творчества; уровень самостоятельности; степень отличия от работ других учеников (оригинальность); степень отличия от своих предыдущих работ.
Развитие творческого мышления и всего комплекса творческих качеств личности осуществляется в процессе усвоения учащимися методов творческой деятельности: анализ учебных текстов; комбинирование изученных правил; методы активизации мышления («мозговой штурм», контрольные вопросы, синектика, метод фокальных объектов, морфологический анализ); алгоритмические методы (системный анализ, анализ явлений, событий и процессов).
С.А. Сысоева среди наиболее значимых для стимулирования творческой активности учащихся определила такие методы и приемы: стимулирование интереса и заинтересованности учащихся; использование интересных аналогий; создание ситуаций эмоционального переживания; использование развивающих игр; создание ситуаций с возможностью выбора; использование метода открытий; повышение стимулирующего влияния содержания учебного материала
Повышение стимулирующего влияния содержания учебного материала 1.Аналогии (словесные, личностные и др.). 2.Развивающие игры (метод игрового моделирования). 3.Эвристические методы (метод открытий). 4.Учебно-творческие задачи (на выявление противоречий, прогнозирование, проблемное видение, разработку алгоритмов, на развитие фантазии и т.д.).
Памятка для учителей по успешному стимулированию творческой активности школьника (разработана С.А. Сысоевой на основе заповедей (советов) А.Н. Лука) 1.Не соглашайтесь с ответом ученика, если он только констатирует факты, требуйте доказательств. 2.Внимательно слушайте учеников, ловите каждое их высказывание или мысль, чтобы не пропустить возможность раскрыть для них что-то новое. 3.Постоянно помните - обучение должно опираться на интересы и желания учащихся. 4.Прививайте учащимся интерес к нестандартным решениям. Не скупитесь на доброе слово, поддержку, дружеское поощрение. 5.Помните, что в процессе обучения не может быть постоянной методики или утвержденной навсегда программы