Константин Маковский Владимир Маковский
Имя Е. И. Маковского, бухгалтера Экспедиции Кремлёвских строений, знала когда-то вся культурная Москва. Высокообразованный человек, он коллекционировал картины, гравюры занимался живописью. В квартире Маковских близ набережной Москвы реки гостили прославленные литераторы, певцы, музыканты, живописцы. Хозяин был близко знаком. С Пушкиным и Гоголем, Глинкой и Тропининым. Нет ничего удивительного в том, что его дети, повзрослев, стали профессиональными художниками. Николай Маковский- пейзажист и жанрист, один из членов- учредителей Товарищества передвижных выставок. Его старшая сестра Александра Маковская была постоянным экспонентом выставок, организуемых передвижниками. Однако по-настоящему большими мастерами стали старший и младший из братьев Маковских Константин и Владимир.
По-разному сложились их творческие судьбы. С давних пор принято считать, что первый из них – блестящий живописец, разменявший свой дар на художественные поделки. «Константин Маковский держал себя большим барином, ходил, чуть ли не в боярском костюме, выдерживал тон большого, знатного артиста. Зарабатывал большие деньги и умел их проживать. Писал в угоду большой буржуазной публике сладкие ложнорусские сцены, а также бесконечные головки боярышень и в конце стал типичным поставщиком художественного рынка», - утверждал Я. Минченков. Но это не так.
В отличие от живописцев академического лагеря К. Маковский не создавал бездушных полотен на предсказанные высоким начальством темы. Живописец в годы молодости тяготел к сюжетам, выхваченным прямо из жизни: с явным удовольствием изображал крестьянских детей простых внешне малопримечательных горожан. Разительно отличались работы Маковского от полотен товарищей передвижников. В его картинах нет и намека на критику. К. Маковский «Крестьянский обед в поле
Среди художников – шестидесятников, пожалуй, никто не мог так убедительно бурное движение толпы («Воззвание Минина») или блеск южного солнца («возвращение священного ковра из Мекки в Каир»). К. Маковский «Воззвание Минина» К. Маковский «возвращение священного ковра из Мекки в Каир»
В портретных работах мастер не отваживался слишком углубляться в духовный мир моделей. Но и у него есть удачи. Например, современники ценили портрет оперного артиста О. А. Петрова. Черты его характера поняты и бережно перенесены на полотно. Перед нами милый и обаятельный человек, знаменитость, любимец публики. И всё же он таков, каким был в кругу поклонников, а не наедине с собой.
Владимир всматривался в окружающую жизнь гораздо более внимательно, нежели его брат. Достоевский писал, имея в виду работы В. Маковского «Любители соловьев» и «придворные псаломщики на клиросе», что в «этих маленьких картинках есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще». В. Маковский «Любители соловьёв»
В незначительных делах, поступках заурядных людей художник обнаруживает – и блистательно демонстрирует зрителю – проблески, таящиеся в глубинах быта духовности. В. Маковский «Свидание»В. Маковский «На бульваре»
Среди работ В. Маковского немало таких, где критическое начало главенствует. Он не скрывает своего отрицательного почти брезгливого отношения - к заигрывающему с горничной сановному господину «В передней» В. Маковский «В передней»
Прославились «хоровые», по выражению В. В. Стасова, картины художника – «осужденный», «Крах банка», «вечеринка» отправной точкой повествования оказывается некое событие – прощание осужденного с родственниками, разорение банка. Участвуя в событии, персонажи невольно демонстрируют нам свои душевные качества. И, что очень важно, каждый из них – представитель того или иного класса или социального слоя. В. Маковский, прежде всего – психолог, повествователь. Этим и определяется и характер его живописи. Замечательный колорист, он, тем не менее, никогда не видел в цветовой гамме лишь декоративное начало. Звучание красок в его картинах становится то звонким, радостным, то таинственным и мрачным – в зависимости от того, что изображается живописцем.
…два брата. Два художника. Оба честные «живописных дел мастера», оба достигли признания и славы. Но вклад В. Маковского в развитие отечественной живописи оказался более весомым. И вовсе не потому, что он был даровитее или трудолюбивее старшего брата. Творческий путь В. Маковского совпал с главным направлением развития русского искусства, его мысли и чувства в максимальной мере отвечали чаяниям общества. Как следствие возникли образы, которые и поныне волнуют зрителя и вступают с ним в диалог. Можно ли сказать ли то же о К. Маковском? Да его многогранное творчество – исторические картины, портреты, жанровые сцены – усложняют, расширяют наше представление о пореформенной России. Но дело в том, что живопись его, столь обаятельная и эмоциональная, с годами всё более приобретает музейный глянец – вероятно, потому, что отразила лишь внешние приметы прошедшей эпохи. Сегодняшняя оценка наследия двух братьев – пример того, как важно для каждого живописца вложить в своё искусство жар души, глубокое понимание времени.