Модель социально-психологического климата, повышающего стрессоустойчивость педагогов школы. Автор: Сверкунова Марина Сергеевна, педагог-психолог МОУ Толстомысенской СОШ 7 Новосёловского района Красноярского края
Актуальность проекта Проблему профессионального здоровья учителя по степени значимости следует рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации, так как именно от учителя в большей степени зависит здоровье подрастающего поколения Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью. Это подтверждается результатами диагностических исследований. В последние два года понизился уровень мотивации, самооценки, удовлетворенности избранной профессией педагогов нашей школы. Причем, эти результаты касаются как учителей-стажистов, так и молодых педагогов. Несомненно, это не лучшим образом сказывается на результатах педагогического труда.
Гипотеза: социально-психологический климат педагогического коллектива, представляя собой систему эмоционально- психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения, оказывает влияние на стрессоустойчивость педагогов. Это, в свою очередь, влияет на качество выполнения педагогами своих профессиональных обязанностей и на качество жизни педагога в целом.
Цель проекта: разработка и апробация модели социально-психологического климата, повышающего стрессоустойчивость педагогов школы. Сроки реализации проекта: январь 2010 – май 2011
Задачи: Определить основные характеристики социально - психологического климата педагогического коллектива в современных условиях. Исследовать и проанализировать уровень стрессоустойчивости педагогов школы Разработать и реализовать систему мероприятий по созданию социально-психологического климата, повышающего стрессоустойчивость педагогов школы. Создать систему мониторинга социально - психологического климата в коллективе, повышающего стрессоустойчивость педагогов Выявить взаимосвязь социально-психологического климата в педагогическом коллективе и стрессоустойчивости педагогов.
Ожидаемые результаты реализации проекта: создана и апробирована модель социально-психологического климата, повышающего стрессоустойчивость педагогов школы; собран аналитический материал по уровню стрессоустойчивости педагогов школы для проведения индивидуальных консультаций, а также в качестве диагностических данных по рассматриваемой проблеме; создана система мониторинга, включающая все отслеживаемые параметры социально-психологического климата, повышающего стрессоустойчивость педагогов школы; выявлена степень зависимости стрессоустойчивомти от состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе; подготовлен методический сборник по теме «Влияние социально- психологического климата в педагогическом коллективе на стрессоустойчивость педагогов»
Критерии педагогической эффективности проекта значительно улучшится психологический микроклимат в педагогическом коллективе; повысится уровень удовлетворённости педагогов профессиональной деятельностью; повысится уровень удовлетворённости педагогов инновационной деятельностью; повысится самооценка педагогов, уверенность в себе и своих силах (профессиональных и личностных); сформируются навыки рефлексии, саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний; повысится мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития; возрастёт количество педагогов, готовых к саморазвитию; улучшится уровень эмпатийности у педагогов; улучшатся результаты проектно-исследовательской, инновационной работы педагогов; возрастет количество педагогов, посещающих мероприятия семейного досуга; увеличится количество родителей, заинтересованных в совместной деятельности со школой.