ТЕМА 8: Педагогические технологии План 1. Технология как наука о мастерстве 2. Исторические аспекты педагогической технологии 3. Сущность и особенности педагогической технологии 4. Классификация педагогических технологий
Технологизация неуклонное соблюдение содержания и последовательности этапов внедрения новшеств.
1. Промышленные. 2. Социальные. Все технологии разделяют на два вида
Одним из первых обнародовал идею технологизации учебного процесса выдающийся чешский мыслитель-гуманист, педагог, общественный деятель Ян Амос Коменский ( ),
Выдающийся французский философ и педагог эпохи Просвещения Жан-Жак Руссо ( ) основой развития личности считал свободное воспитание, при котором «ребенок живет в радости, самостоятельно чувствуя, слушая, наблюдая мир, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания».
Иоганн Генрих Песталоцци Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци ( ) актуальной задачей педагогики считал создание «механизма образования»
Рудольф Штейнер Австро-немецкий философ и педагог, основатель антропософии Рудольф Штейнер ( ) положил начало индивидуальному подходу к воспитанию детей
«Педагогика творчества» Представители «педагогики творчества» (Ф. Гансберг, Е. Линде, Г. Шаррельман) осуждали попытки влияния на неповторимую личность ребенка с помощью технологии.
«Свободное воспитание» Технологии «свободного воспитания» основали и развивали - Лев Толстой ( ), - Константин Вентцель ( ), - Луиза Шлегер ( ) та.
«Педагогическая техника» совокупность условий и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий. 1
Трансформация содержания технологии от «технологии в образовании» до «технологии образования» охватывает четыре периода гг. 2. Средина 50-х 60-е года е года XX в е года XX в. начало XXI в.
Факты 1946 г. – обоснование плана аудиовизуального образования в университете штата Индиана, США г. – обоснование идеи программированного обучения г. – открытие факультета технологии обучения в университете Южной Каролины г. – разработка и применение языка программирования ЛОДО в школе (Массачусетский технологический институт США) г. – создание первого персонального компьютера г. – применение в обучении специальных программируемых средств в дисплейных классах г. – использование интерактивных технологий в образовании.
Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологиям США трактует ее как комплексный, интегрированный процесс, который включает людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем, охватывающих основные аспекты усвоения знаний. В «Глоссарии терминов по технологии образования» (Париж, ЮНЕСКО) это понятие сформулировано как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействием, задача которого – оптимизация форм образования. Суть и особенности педагогической технологии
В образовательной практике педагогическая технология может функционировать на таких уровнях : 1. Общепедагогический 2. Предметно-методический 3. Локальный (модульный)
Образовательная технология отражает общую стратегию развития образования, единого образовательного пространства
Педагогическая технология Отображает тактику реализации образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе при наличии определенных условий.
Технология обучения (воспитания, управления) Этот тип технологии моделирует путь освоения конкретного учебного материала (понятия) в пределах соответствующего учебного предмета, темы, вопроса.
Соотнесение дидактических систем и технологии обучения 1. Технологическое направление организации педагогического процесса 2. Гуманистическое направление организации педагогического процесса.
Технологическая схема Технологическая схема – условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.
Технологическая карта – описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием средств, которые используются. Технологическая карта
Инновационная педагогическая технология Инновационная педагогическая технология - комплексный, интегрированный процесс, охватывающий субъекты, идеи, способы организации инновационной деятельности и обеспечивает результативность нововведения
Классификация педагогических технологий 1. По уровню применения 2. По ведущим факторам психического развития 3. По философской основе 4. По научной концепции усвоения опыта 5. По отношению к ребенку 6. По ориентации на личностные структуры 7. По типу организации и управления познавательной деятельностью
концептуальность диагностическое определение целей економичность алгоритмизованность, корригованость визуализация декомпозиция педагогического процесса однозначность выполнения предсказанных процедур и операций Основные признаки педагогической технологии
Благодарю за внимание! Лекция окончена