Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов)
Школьные факторы риска Стрессовая педагогическая тактика Стрессовая педагогическая тактика Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников Несоблюдение гигиенических и физиологических требований Несоблюдение гигиенических и физиологических требований Недостаточная грамотность родителей Недостаточная грамотность родителей Провалы в системе физ. воспитания Провалы в системе физ. воспитания Интенсификация учебного процесса Интенсификация учебного процесса Функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья Функциональная неграмотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья Частичное разрушение служб школьного и медицинского контроля Частичное разрушение служб школьного и медицинского контроля Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни
Пути интенсификации учебного процесса: Увеличение количества часов Увеличение количества часов Увеличение учебной нагрузки Увеличение учебной нагрузки Уменьшение количества учебных часов Уменьшение количества учебных часов Сохранение или увеличение объема материала Сохранение или увеличение объема материала
Принципы здоровьесберегающих технологий: Общеметодические Общеметодические Специфические Специфические
Средства здоровьесберегающих технологий Средства двигательной направленности Средства двигательной направленности Оздоровительные силы природы Оздоровительные силы природы Гигиенические факторы Гигиенические факторы
Критерии здоровьесбережения Обстановка и гигиенические условия в классе Обстановка и гигиенические условия в классе Количество видов учебной деятельности Количество видов учебной деятельности Средняя продолжительность и частота в чередованиях видов деятельности Средняя продолжительность и частота в чередованиях видов деятельности Количество видов преподавания Количество видов преподавания Наличие и место методов, способствующих активизации Наличие и место методов, способствующих активизации Место и длительность применения ТСО Место и длительность применения ТСО Поза уч-ся и чередование позы Поза уч-ся и чередование позы Наличие, место моментов оздоровления Наличие, место моментов оздоровления Наличие мотивации деятельности уч-ся на уроке. Наличие мотивации деятельности уч-ся на уроке. Психологический климат на уроке Психологический климат на уроке Эмоциональная разрядка на уроке Эмоциональная разрядка на уроке Темп окончания урока Темп окончания урока
Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий Правильная организация урока Правильная организация урока Использование каналов восприятия Использование каналов восприятия Учет зоны работоспособности учащихся Учет зоны работоспособности учащихся Распределение интенсивности умственной деятельности Распределение интенсивности умственной деятельности
Эффективность усвоения знаний 5-25 минута – 80% 5-25 минута – 80% минута – 60-40% минута – 60-40% минута – 10% минута – 10%
Интенсивность умственной деятельности уч-ся в ходе урока 1-й этап – Врабатывание (5 минут) 1-й этап – Врабатывание (5 минут) 2-й этап – Максимальная работоспособность (20-25 мин.) 2-й этап – Максимальная работоспособность (20-25 мин.) 3-й этап – Конечный порыв (10-15 мин.) 3-й этап – Конечный порыв (10-15 мин.)
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения 1. Снятие эмоционального напряжения 1. Снятие эмоционального напряжения 2. Создание благоприятного психологического климата на уроке 2. Создание благоприятного психологического климата на уроке 3. Охрана здоровья и его пропаганда 3. Охрана здоровья и его пропаганда 4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий 4. Комплексное использование личностно-ориентированных технологий 5. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности 5. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности 6. Педагогика сотрудничества 6. Педагогика сотрудничества 7. Технологии развивающего напряжения 7. Технологии развивающего напряжения 8. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. 8. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов. 9. Технология раскрепощенного развития детей 9. Технология раскрепощенного развития детей 10. Технология психологического сопровождения учебной группы. 10. Технология психологического сопровождения учебной группы.
Список используемой литературы Петров О.В. «Здоровьесберегающие технологии» Петров О.В. «Здоровьесберегающие технологии» Сонькин В.Д. «Технологии обучения» Сонькин В.Д. «Технологии обучения» Базарный М.В. «Технология раскрепощенного развития детей» Базарный М.В. «Технология раскрепощенного развития детей» Фирсов В.В. «Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов» Фирсов В.В. «Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов» Громов М.Ю., Смирнов Н.К. «Технология психологического сопровождения учебной группы» Громов М.Ю., Смирнов Н.К. «Технология психологического сопровождения учебной группы»