Цель: сформировать у учащихся понятие о митозе и углубить знания о значении размножения организма. Задачи. Образовательные: -сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом; -познакомить учащихся с основными способами деления клеток; -рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; -охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла. Развивающие: - развивать усидчивость, внимательность, умение слушать на уроке; - пробудить у учеников интерес к предмету, желание больше узнать о нем. Воспитательные: - формировать научное мировоззрение; - способствовать формированию эмоционально-чувственной и волевой сферы личности ребенка.
Методы обучения: - словесные (беседа, рассказ); - наглядные (демонстрация таблиц, рисунков учебника). Оборудование: таблица по общей биологии «Деление клетки», рисунки учебника, иллюстрации книг, мел, доска. Ход урока. I.Организационный момент. Приветствие. Отмечаются отсутствующие. II.Проверка знаний и умений учащихся. Каждый учащийся получает карточки с заданиями разного характера, на выполнение которых дается 10 минут.
III.Изучение нового материала. 1) Общая характеристика размножения. 2) Способы деления клеток. 3) Понятие митоза. 4) Стадии митоза. 5) Биологическое значение митоза.
Размножение (способность к самовоспроизведению) является одним из основных свойств всех живых организмов, обеспечивающим непрерывность и преемственность жизни, существование каждого вида. Например, способность сельскохозяйственных животных к размножению - один из основных показателей, определяющих их хозяйственную ценность.
Размножение – всеобщее свойство живых организмов ЗНАЧЕНИЕ размножения: позволяет сохраняться всем видам живых организмов
Непрямое Универсальный Удвоение ДНК Дочерние = материнской Прямое Используется реже Без удвоения ДНК Старые Опухоль Дочерние = материнской СПОСОБЫ ДЕЛЕНИЯ КЛЕТОК АмитозМитоз
ДЕЛЕНИЕ клеток происходит при: Размножении одноклеточных организмов. Развитии многоклеточного организма. Замена погибающих клеток. При повреждении организма ( регенерация ).
Скорость ДЕЛЕНИЯ разных клеток неодинакова Клетки животных мин Клетки растений 2-3 мин
Универсальный способ деления соматических эукариотических клеток, обеспечивает образование 2-х дочерних клеток с таким же набором хромосом, как и в материнской. Универсальный способ деления соматических эукариотических клеток, обеспечивает образование 2-х дочерних клеток с таким же набором хромосом, как и в материнской. Зависит от условий внешней среды (температуры, светового режима и других показателей). Митоз это:
Интерфаза пресинтетический период синтетический период постсинтетический период
И н т е р ф а з а
Митотический аппарат ежду интерфазой и профазой образуется митотический аппарат- временная структура в делящейся клетке, осуществляющая движение хромосом к её полюсам, что обеспечивает их равномерное распределение между дочерними клетками. Митотический аппарат состоит из веретена деления клеток. Различают митотический аппарат астральный (в животных клетках) и анастральный (в растительных клетках). Формируется митотический аппарат как из имеющихся в интерфазной клетке макромолекул, так и из материала, синтезированного перед делением. Митотический аппарат образован главным образом рибонуклеопротеидами (около 90 % белков и 6 % РНК); обнаружены в нём также полисахариды, липиды и аденозинтрифосфаты. Белки обладают сократительными свойствами и по аминокислотному составу близки к белкам мышц. Образование начинается обычно в профазе митоза и заканчивается в метафазе; в анафазе митотический аппарат начинает разрушаться. Нарушение синтеза и повреждение митотического аппарата ведут к патологии митоза.
П р о ф а з аП р о ф а з аП р о ф а з аП р о ф а з а
М е т а ф а з а
А н а ф а з а
Т е л о ф а з а
Биологическое значение митоза Образуются 2 дочерние клетки с таким же набором хромосом, как и материнские. Обеспечивается генетическая стабильность поколений. Является цитологической основой процесса роста и развития, а также регенерации и бесполого размножение организмов. 2n
IV.Закрепление изученного материала. Заполнение учащимися (один ученик у доски, остальные - в тетрадях) таблицы «Митотический цикл». Заполнение учащимися (один ученик у доски, остальные - в тетрадях) таблицы «Митотический цикл».
V.Домашнее задание. 1) § 2.14.с (учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9класс.», -Москва.Дрофа,2000г.); 1) § 2.14.с (учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию.9класс.», -Москва.Дрофа,2000г.); 2) задача: 2) задача: Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6·10 9 мг. Чему равна масса молекул ДНК в: а)метафазе; б) телофазе митоза? соматической клетки человека составляет 6·10 9 мг. Чему равна масса молекул ДНК в: а)метафазе; б) телофазе митоза?