Времена года Автор проекта: воспитатель Кузьменко С.А. и дети средней группы 1 МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида 78» уч.г.
Дидактические цели: Развивать умение видеть многообразие мира в системе взаимосвязей. Развивать сообразительность, пытливость, умение самостоятельно устанавливать причинно- следственные связи. Формировать и развивать собственный познавательный опыт.
Этапы подготовки к проекту: Подготовка цикла занятий Подготовка тем наблюдений, элементарных опытов, экскурсий Подборка коллекции художественной литературы и музыкальных произведений Время проведения проекта - 1 год, по 3 месяца на сезон года
4 этапа проведения проекта: Краски осени. В чем волшебство зимы? Почему поют птицы весной? Лето красное
План исследования проекта: «Времена года» Наблюдения на прогулке в разное время года Рассматривание объектов живой и неживой природы Рассматривание картин о природе Чтение стихотворений о природе Загадывание и отгадывание загадок о явлениях природы Рисование природы Дидактические игры Подвижные игры Комплекс занятий по формированию экологических представлений Праздники и развлечения Слушание классической музыки «Времена года» А. Вивальди
Что мы делали: I этап: « Краски осени»
II этап: «В чем волшебство зимы»
III ЭТАП: «Почему поют птицы весной» III этап:
IV этап: «Лето красное»
Что мы узнали: Осень – день постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается количество света и тепла, нарастают прохлада и холод; часто бывают низкая облачность и моросящие дожди. Такие условия - постепенное уменьшение света и тепла – влияют на растения и животных, они меняют свое состояние и образ жизни в преддверии зимы: травы вянут, деревья и кустарники сбрасывают листву; животные по-разному готовятся к зиме: одни откармливаются и устраиваются на спячку, другие делают запасы на кормов. Зима – ночь длинная, а день короткий, солнце на енбе высоко не поднимается – дает мало света и тепла. Холодно, мороз, небо часто серое, облачное, идет снег, иногда бывает вьюга, метель. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимы: деревья и кустарники замерли, стоят без листьев, не растут; травы завяли, но под землей у них сохранились корни; животные зимуют по-разному – одни находятся в спячке, другие питаются запасами, третьи активны, отыскивают или добывают пищу.
Что мы узнали: Весна – заметно увеличивается день и уменьшается ночь. Солнце светит ярко, поднимается на небе все выше, с каждым днем дает больше света и тепла. Тает снег, бегут ручьи, реки выходят из берегов. Условия для жизни растений и животных становятся с каждым днем все лучше: набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, оживают насекомые, возвращаются перелетные птицы, пробуждаются и становятся активными лесные животные. Все готовятся выводить потомство. Что мы узнаем о лете: Лето – день длинный, ночь короткая, много света и тепла, солнце в полдень поднимается высоко над головой, идут теплые дожди, бывают ливни с грозами, иногда после дождя появляется на небе радуга. Прекрасные условия для жизни растений и животных. Все кругом зеленое, много цветов, насекомых, птиц. Лесные животные растят свое потомство.
Выводы: Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека. Существует четыре сезона – осень, зима, весна, лето. Каждое время года – прекрасно. Природу надо беречь.