1 Территории инновационного развития как системообразующий фактор национальной инновационной системы Иванов В.В. д.э.н. заместитель Главного ученого секретаря Президиума РАН
2 Национальная инновационная система – технологический подход НИС ТехнологииРабочие места Территории Человек
3 Основные подсистемы НИС Макроэкономическаяполитика Законодательство ИнфраструктураОбразование Генерация и распространение знаний Рынок Производство
4 Национальная инновационная система – пространственный гуманитарный подход НИС ТехнологииРабочие места Территории Человек
5 Территории России в России насчитывается 2940 городских поселений – 1098 городов и 1842 поселка городского типа, в которых проживает 106,4 миллиона человек. к территориям с высокой концентрацией научно- технического потенциала относится лишь незначительная часть (примерно ) малых и средних городских поселений. В это число входят существующие и потенциальные наукограды (около 70), ЗАТО, ОЭЗ, академгородки, технограды. Численность населения в таких городах составляет около 3 млн. чел. около 20% населения проживают в 12 городах- миллионниках
6 Типология локальных территорий муниципальные образования с градообразующим научно- производственным и образовательным комплексом – наукограды; обособленные территории с высокой концентрацией научно- технологического потенциала, не являющиеся муниципальными образованиями – академгородки; муниципальные образования с градообразующим промышленным предприятием, выпускающим конкурентоспособную наукоемкую промышленную продукцию – технополисы; территории, ориентированные на выпуск сельскохозяйственной продукции; муниципальные образования, на территории которых расположены крупнейшие памятники истории и культуры, музеи, сохранение которых играет важнейшую роль для изучения Российской и мировой истории, воспитания подрастающего поколения - культурно-рекреационные территории; особые экономические зоны, научные парки – территории, развивающиеся за счет привлечения малых наукоемких фирм; крупные города, в которых сконцентрированы организации науки, высшего образования и наукоемкое производство; территории с низкой концентрацией научно-технического и образовательного потенциала.
7 Пространственная структура НИС наукограды ОЭЗ Территории и низким НТП ЗАТО Мегаполисы Коммуникационная среда Средние и крупные города
8 Пространственно ориентированное технологическое прогнозирование ПРИОРИТЕТЫ Образование Медицина Жильё Продовольствие Экология Транспорт Энергетика ЖКХ Безопасность Управление ПРОДУКЦИЯПРОДУКЦИЯ ТЕХНОЛОГИИТЕХНОЛОГИИ НАУКА Математика Физика Химия Биология Механика Материаловедение Науки о Земле Энергетика Управление Информатика Экономика Право История Филология Социология УСЛУГИУСЛУГИ
9 ТИР - территория, находящаяся в границах одного или нескольких муниципальных образований, основу экономического развития которой составляет создание и реализация конкурентоспособной наукоемкой продукции, а также оказание услуг по ее созданию. Целью формирования ТИР является обеспечение повышение качества жизни населения, устойчивого социально-экономического развития территории, посредством повышения эффективности использования имеющегося научно- технологического и образовательного потенциала. Территории инновационного развития –ТИР ( )
10 Базовые положения концепции ТИР Территория должна развиваться за счёт максимального использования имеющихся конкурентных преимуществ. Основным структурным элементом инновационного развития территории является кластерное пространство, в состав которого могут входить научно-технологические, производственные или сервисные кластеры
11 Структура ТИР Научные организации Наукоемкое производство Кластерное пространство Образование Инновационная инфраструктура Территория инновационного развития (ТИР) Информационная инфраструктура Транспортная инфраструктура Инженерная и социальная инфраструктура
12 Принципы государственной политики по отношению к ТИР признание ТИР как центров инновационного развития экономики, составляющих основу национальной инновационной системы; максимальное использование конкурентных преимуществ территории; комплексное развитие муниципального образования, включая его научно-производственный комплекс, социальную сферу, решение экологических проблем; рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования научной, научно- технической и образовательной деятельности; баланс интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, на территории которого размещена ТИР, и собственно муниципального образования.
13 Принципы формирования ТИР : индивидуальный характер в рамках единой федеральной нормативной правовой базы; государственная поддержка функционирования ТИР, преимущественное создание ТИР на базе научно- технологических кластеров, развитие с максимально возможным использованием имеющихся конкурентоспособных компонентов ресурсного, производственного, научного и интеллектуального потенциалов; выбор направлений развития, исходя из максимально возможного использования имеющихся конкурентных преимуществ экономики территории; учет превалирующих тенденций технологического развития; учет требований рынка; развитие территориальных инновационных сетей.
14 Территории инновационного развития Наукограды – 13 Обнинск - Калужская область; Королев, Дубна, Реутов, Фрязино, Пущино, Жуковский и Троицк - Московская область, Кольцово - Новосибирская область; Мичуринск - Тамбовская область; Петергоф - Санкт-Петербург; г. Бийск – Алтайский край; Димитровград Ульяновской области Особые экономические зоны: технико-внедренческие – 4 (Москва, Московская обл., Санкт- Петербург, Томск) промышленно-производственные – 2 (Липецк, Татарстан) Территория инновационного развития – Томская область Сколково – «Кремниевая долина России» - (проект)
15 Проблемы, требующие решения Отсутствие государственной политики инновационного развития территорий. Несовершенство законодательства по проблемам инновационной деятельности и развития территорий Отсутствие взаимодействия между органами государственной власти по проблемам инновационного развития территорий Отсутствие в системе исполнительной власти структуры, обеспечивающей координацию работы по инновационному развитию территорий
16 Направления действий Создать рабочую группу для анализа современного состояния территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала. Внести изменения в закон «О науке и государственной научно- технической политики» в части, касающейся взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти при формирования единой государственной научно-технической и инновационной политики. Определить региональную научно-техническую политику как приоритет деятельности Минобрнауки России Провести научно-практическую конференцию по проблемам инновационного развития локальных территорий
17 Спасибо за внимание!