Учебное пособие для учащихся 4-5 классов Кураев А.В.
4 класс ( 4 четверть) Темы уроков9 Пасха 1 Россия – наша Родина 10. Совесть и раскаяние 2. Православие и культура 11. Заповеди 3 Отношения Бога и человека в православии 12. Милосердие 4 Православная молитва 13. Золотое правило этики 5Библия и Евангелие 14. Храм 6 Проповедь Христа 15. Икона 7 Христос и Его Крест 8 Православное учение о человеке
5 класс ( 1 четверть) Темы уроков 9 (26). Христианское отношение к природе 1 (18) Как христианство пришло на Русь 10 (27). Христианская семья 2 (19). Подвиг11 (28). Защита Отечества 3 (20). Заповеди блаженств12 (29). Христианин в труде 4 (21). Зачем творить добро? 5 (22). Чудо в жизни христианина 6 (23). Христианские представления о Божием суде. 7 (24) Православная Литургия 8 (25). Монастырь
Урок 12 Милосердие Цели урока: Осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества. Ход урока: Выявление восприятия, мотивация. Можно добавить как дополнительные исследовательские действия – разбор слова по составу. Учащиеся объяснят, как могло возникнуть в языке это слово. В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование слова: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». Выберите одно из положений, которое вам ближе всего, аргументируйте свою позицию. А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.
Исследовательская работа с текстом. Опережающее задание Во время чтения текста и позже постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным; б) печалят вас, потому что так поступать тяжело; в) очень спорные, вы с этим не согласны и хотите поспорить (Для облегчения задачи это можно выполнять по вариантам). Исследовательское чтение текста ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА Выполнение опережающего задания после чтения текста. Очень важно !!! Спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности.
Продолжение обсуждения темы: - Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине? - Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?» В чем можно почувствовать порочность этого принципа? Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип? - Приведите свои доводы на тему: «Милосердие выше, чем закон и справедливость». - Придумайте ролевые игры: а) ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание; б) преступник, осужденный по закону; в) нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзший и голодный. Показав одноклассникам свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость
Продолжение обсуждения темы: - Вспомните сказку «Царевна-лягушка», когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой – лягушкой. Как вы думаете, стал ли бы он подлинным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостивые чувства? - Что помогает следовать призыву Христа: «Любите врагов ваших»? Почему это бывает полезно не только для того, кому оказывается милость, но, прежде всего, для того, кто эту милость совершает? - Вспомните свои чувства, когда вы совершали даже самые малые добрые дела? - Как можно учиться совершать дела милосердия дома, на улице, в школе, в транспорте? Насколько это важно для смягчения ситуации в школе, в обществе в целом? - Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет? В КОПИЛКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА прочитайте толкование слова «милостыня». - Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение. Вспомните свои чувства при совершении добрых поступков.
РАБОТА с ВОПРОСАМИ И ЗАДАНИЯМИ учебника Вопросы и задания (эти вопросы можно использовать и в беседе, которая описана выше). 1. Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина: И долго буду тем любезен я народу Что чувства добрые я лирой пробуждал Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово «падший»? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объясни выражения грехопадение, впасть в грех? 2. Можно ли за милосердную помощь брать плату? 3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным? 4. Создайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами).
Может ли милостыня быть словесной? Можно ли помочь добрым словом? Прочитайте толкование слова «милостыня». - Неужели правда, что девять десятых милосердного поступка остается с оказавшим милость? Докажите или опровергните это положение. Вспомните свои чувства при совершении добрых поступков. Может ли милостыня быть незаметной? Знаете ли вы, почему Деда Мороза в Европе называют Санта-Клаус - святой Николай? (история про его тайные милостыни). Христос сказал, что когда подаете милостыню, пусть правая ваша рука не знает что делает левая. Почему? Хорошо ли трубить всем вокруг о том, что ты помог кому-то? А может ли человек даже не заметить, что он совершил доброе дело? Вы всегда замечаете, как вы дышите? Может ли желание добра другим людям стать для человека таким же естественным и незаметным для него самого как и его собственное дыхание? Можно ли сказать, что это признак хорошего, святого человека? Великий русский историк Василий Ключевский рассказал, что в конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Иулиания (Ульяна). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. Когда же в доме не осталось хлеба, Ульяна стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни. Покажите икону св. Иулиании Лазаревской (Муромской) Перескажите размышления историка Ключевского о милостыне в Древней Руси. Как она влияла на людей? На бедных и на богатых?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Сядем в кружок ( При этом можно сесть в кружок, а можно распределиться свободно. Можно поставить стул «для сомневающегося». Тогда пускай все дети аргументируют, адресуя ему свои доказательства. «Сомневающиеся» могут меняться, могут уходить в общий круг и т.д.) - Легко ли ответить на призыв Христа любить тех, кто обидел тебя, проявил себя как твой враг? Что вам кажется самым трудным в этом? Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра милосердия». Вот вам несколько предложений для «затравки»: Предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение. 2. Придумайте пьесу «Будьте милосердны!» Название можете дать свое. 3. Подберите пословицы о добре и милосердии. Подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить антипримеры. Придумывайте, дерзайте!
ФРАГМЕНТ УРОКА 4 «П р авославная молитва» Опорные понятия: насущный, искушение, «небеса» Цель урока. Осмысление учащимися значения для христиан молитвы «Отче наш» Оборудование урока: листы с распечаткой таблицы для составления конспекта статьи учебника
Ход урока I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой «Сначала размышляем сами». Дополнительное задание: Вспомни одну хорошо известную сказку, где слова «Отче наш» помогли одержать победу одной маленькой девочке над могущественными злыми силами. Как называется эта сказка, кто её автор? II. Чтение статьи учебника. Перед чтением статьи необходимо вспомнить с детьми сказку Андерсена «Снежная королева», прочитать учащимся вслух один из важнейших для понимания мысли Андерсена фрагментов. Все, конечно, вспомнили сказку Г.Х. Андерсена «Снежная Королева». Мы все её знаем. Но все ли мы в ней понимаем?
Вот Кай привязал свои санки к саням Снежной Королевы. Вскоре он испугался: «Мальчик попытался скинуть веревку, которую он зацепил за большие сани. Это не помогло: салазки его словно приросли к саням и все так же неслись вихрем. Кай громко закричал, но никто его не услышал. Метель бушевала, а сани все мчались, ныряя в сугробах; казалось, что они перескакивают через изгороди и канавы. Кай дрожал от страха, он хотел прочесть Отче наш, но в уме у него вертелась только таблица умножения». Что пробовал вспомнить Кай? Какой урок в своей школе он пропустил Что пробовал вспомнить Кай? Какой урок в своей школе он пропустил?
А вот в финале сказки Герда на пороге ледяного дворца. «Навстречу ей несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба небо было совсем ясное, и на нем пылало северное сияние нет, они бежали по земле прямо на Герду и, по мере приближения, становились все крупнее и крупнее. Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие стоголовых змей, третьи толстых медвежат с взъерошенною шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями. Герда принялась читать «Отче наш»; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, но вот из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, ступив на землю, вырастали в больших грозных ангелов со шлемами на головах и копьями и щитами в руках. Число их все прибывало, и, когда Герда окончила молитву, вокруг нее образовался уже целый легион. Ангелы приняли снежных страшилищ на копья, и те рассыпались на тысячу кусков. Герда могла теперь смело идти вперед: ангелы гладили ее руки и ноги, и ей не было уже так холодно. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы».
III. Осмысление прочитанного Для осмысления прочитанного учащимся может быть предложена работа по заполнению таблицы, которая, когда задание будет выполнено, явится конспектом статьи учебника. Каждый ученик работает самостоятельно в тетради, но лучше на листах, подготовленных учителем, перечитывая статью. Дополнительное задание вставить пропущенную букву (учащиеся должны вспомнить, что буква должна быть заглавной
«Отче наш»Это – (молитва христиан, которую читает Герда) Отче иже еси на небесех В молитвах небо Это... Да святится имя...вое Да придет царствие...вое Да будет воля... воя Да остави нам долги наша Яко и мы оставляем должником нашим И не введи нас во искушение И избави нас от лукавого
IY. Осмысление дополнительного материала 1. Что означает слово справедливый? Ты часто требуешь справедливости? Может быть, тебе припомнится случай, когда ты очень хотел справедливости? 2.А как ты понимаешь слова милость, миловать, милостыня? Как ты сопоставишь понятия милости и справедливости? 3. Знаешь ли ты такую молитву: «Господи, помилуй»? Как ты объяснишь, о чём просит молящийся в этой молитве? После предваряющего задания следует чтение статьи учебника
Y. Подведение итогов урока. Ответы учащихся на вопросы учебника и дополнительные вопросы 1.Ты помнишь, какое же слово в конце концов составилось из льдин? Чем же искушала Кая Снежная королева? Чем тебе кажется странным обещание подарить «весь мир и новые коньки»? 2. Вспомни (или перечитай) сказку «Снежная королева». Какие искушения приготовили злые силы для Герды? Что помогло ей преодолеть эти искушения? Выбери нужное слово (нужные слова): награда, слава, любовь, долг, Божья помощь, похвала близких, клятва, любопытство, смелость. Объясни свой выбор 3. Как ты думаешь, сколько лет прошло с тех пор, как люди обратились к Богу? Сколько лет люди знают молитву «Отче наш»? Может быть, ты знаешь и том, как люди узнали эту молитву? Кто её передал людям? А как люди смогли понять, что такое «небеси», что у Бога есть ангельское воинство?
4. Ты помнишь, какое же слово в конце концов составилось из льдин? Почему это слово не получалось у Кая и получилось у Герды? Чего не хватало прекрасному дворцу Снежной Королевы (любви и радости, игры и веселья). Герда это принесла с собой – льдинки заплясали и сами сложились в вечность. Для православного (христианина) это важно: вечность может быть холодной скучной одинокой. А может быть радостной и любящей. 5. В сказке говорится: «Пусть Снежная королева возвращается, когда ей вздумается, ведь его (Кая) отпускная, написанная блестящими ледяными буквами, лежала здесь». Снежная Королева украла Кая у Герды. Но Герда на хочет повторять такой же поступок. Она не крадет Кая, а «выкупает» его. Если вы читали или смотрели «Хроники Нарнии», то помните, что и в этой сказке лев Аслан также выкупает (ценой своей жертвы и смерти) мальчика из рук Белой Королевы. Чуть позже мы увидим, что подобным образом разворачивается и повествование в главной книге христиан – в Евангелии.
Знаете ли Вы, что делала бабушка Герды и Кая, когда дети вернулись домой? «Послышался колокольный звон, и они узнали высокие башни своего родного города. Кай и Герда вошли в город, в котором жила бабушка; потом они поднялись по лестнице и вошли в комнату, где все было по- старому: часы тикали: тик-так, а стрелки все так же двигались. Но проходя в дверь, они заметили, что выросли и стали взрослыми. Розы цвели на желобке и заглядывали в открытые окна. Тут же стояли их детские скамеечки. Кай с Гердой уселись на них и взялись за руки. Холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы они забыли, как тяжелый сон. Бабушка сидела на солнышке и вслух читала Евангелие: Если не будете, как дети, не войдете в царствие небесное!. Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл старого псалма: Розы в долинах цветут... Красота! Скоро узрим мы младенца Христа!» Какую книгу читала бабушка? Вот о ней мы будет говорить в следующий раз.