Отчет по самообразованию за учебный год учителя русского языка и литературы Лексиной Л.В.
Тема самообразования: Организация дифференцированной и индивидуальной работы учащихся на уроках русского языка и литературы с применением ИКТ. Организация дифференцированной и индивидуальной работы учащихся на уроках русского языка и литературы с применением ИКТ.
Педагогическая цель инновационного поиска: Формирование творческой индивидуальности для успешной самореализации через дифференцированный подход и индивидуализацию при обучении учащихся русскому языку и литературе; через повышение информационной культуры и активное использование информационных технологий. Формирование творческой индивидуальности для успешной самореализации через дифференцированный подход и индивидуализацию при обучении учащихся русскому языку и литературе; через повышение информационной культуры и активное использование информационных технологий.
Задачи: Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Задачи: Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Содержательно-целевая направленность опыта: В своей работе учитель применяет дифференцированный подход и индивидуализацию обучения, чтобы повысить уровень качества обучения русскому языку и литературе. Дифференцированный подход предполагает комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. В своей работе учитель применяет дифференцированный подход и индивидуализацию обучения, чтобы повысить уровень качества обучения русскому языку и литературе. Дифференцированный подход предполагает комплекс методических, психолого-педагогических и организационно- управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Содержательно-целевая направленность опыта: Технология дифференцированного подхода – это совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. В результате такого подхода у школьников развивается творческое мышление, интеллектуальная инициатива, аналитическое мышление, добываются необходимые знания, формируются умения; для учителя открываются широкие возможности активной и творческой деятельности. Технология дифференцированного подхода – это совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса. В результате такого подхода у школьников развивается творческое мышление, интеллектуальная инициатива, аналитическое мышление, добываются необходимые знания, формируются умения; для учителя открываются широкие возможности активной и творческой деятельности.
Принципы урока: активизация познавательной деятельности, развитие инициативы и творчества; активизация познавательной деятельности, развитие инициативы и творчества; оптимизация содержания обучения; оптимизация содержания обучения; комплексный подход к организации учебного процесса. комплексный подход к организации учебного процесса.
Технология реализации опыта: Теоретико-методологической основой концепции явились: Теоретико-методологической основой концепции явились: - теоретические положения личностно- ориентированного подхода в обучении (Б.С. Гершунский, А.К.Маркова, В.В.Шоган, С.В.Кульневич); проблемного обучения (М.И.Махмутов, И.Я.Лернер ); дифференцированного обучения (И.С.Якиманская, Г.С.Костюк); творческой самореализации в научно-исследовательской деятельности (А.С.Косогова, Т.В.Самодурова); - теоретические положения личностно- ориентированного подхода в обучении (Б.С. Гершунский, А.К.Маркова, В.В.Шоган, С.В.Кульневич); проблемного обучения (М.И.Махмутов, И.Я.Лернер ); дифференцированного обучения (И.С.Якиманская, Г.С.Костюк); творческой самореализации в научно-исследовательской деятельности (А.С.Косогова, Т.В.Самодурова); - психологические концепции развития личности (Э.Берн, Л.С.Выготский, К.Роджерс, А.А.Ухтомский); - психологические концепции развития личности (Э.Берн, Л.С.Выготский, К.Роджерс, А.А.Ухтомский); - философские и психологические идеи о самоценности личности (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, А.Маслоу, Г.К.Селевко). - философские и психологические идеи о самоценности личности (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, А.Маслоу, Г.К.Селевко).
Полученный в опыте результат: участие в различных творческих конкурсах, олимпиадах; участие в различных творческих конкурсах, олимпиадах; формирование познавательного интереса у учащихся в изучении предметов; формирование познавательного интереса у учащихся в изучении предметов; углубленное изучение школьных предметов; углубленное изучение школьных предметов; формирование отношений сотрудничества и взаимопомощи; формирование отношений сотрудничества и взаимопомощи; творческий рост; творческий рост; развитие интеллекта; развитие интеллекта; рост качества знаний по предметам. рост качества знаний по предметам.
Методическая разработанность опыта: –Современный урок: от исследования к проекту. Применение ИКТ –Разработка уроков, тестов, дидактического материала с применением мультимедийных технологий. –Мастер-класс «Использование Интернет- ресурсов на уроках русского языка и литературы». –Открытый урок в 5 классе (2008 г.) «Метафора как средство выразительности».
Новое направление в работе по самообразованию: Использование ИКТ в процессе обучения способствует: осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся; осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся; повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний; повышению эффективности учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний; развитию личности обучаемого; развитию личности обучаемого; подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества. подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.