Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников общеобразовательного учреждения по образовательным программам, государственным стандартам (русский язык, литература) Татьяна Васильевна Соловьёва, зав.кафедрой языкового и литературного образования ЧИППКРО, федеральный эксперт ЕГЭ
Обратите внимание! учебный год Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г )
Экспертные листы 3.2, 3.3 Дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы общего образования Учебны й предме т Про- Грам мы Рабочая программа (характеристика рабочей документации учителя) Учебные материал ы (учебники, учебные пособия) Наличие методиче ского обеспече ния Соответстви е государствен ным требованиям данеткол-во баллов Русски й язык Соответствует рекомендациям МОиН Челябинской области Точное указание авторов и названия
УМК (русский язык, литература) Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации 379 от «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»
УМК (русский язык, литература) Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) на 2011/2012 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»)
Программы по русскому языку Примерная программа основного общего/ среднего (полного) образования по русскому языку + авторская программа (после 2005 г.- С.И.Львова, М.В.Панов, Е.А.Быстрова) Программы по русскому языку (УМК под ред. Н.М. Шанского и УМК под ред. М.М. Разумовской – 1999, 2001 гг. )
Выбор УМК При формировании дидактико-методического комплекса Челябинской области по русскому языку учитываются следующие факторы: подготовленность учителей к обучению школьников по конкретному УМК, наличие программного и учебно- методического обеспечения соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся соответствие УМК государственному стандарту соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации в 9 и 11 кл. завершенность предметной линии наличие дидактических пособий для учащихся обеспеченность образовательных учреждений учебниками эффективность учебников (оценивается по результатам государственной итоговой аттестации)
УМК по русскому языку Ладыженская Т.А. и др.Русский язык: 5-7 классы / Научный редактор Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2006 – 2009 гг. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю.,Чешко Л.А. Русский язык: 8-9 классы. – М.: Просвещение, с 2004 Русский язык. 8 класс. /Под ред. Л.А. Тростенцовой. – М.: Просвещение, с 2006 г. Русский язык. 9 класс. /Под ред. Л.А. Тростенцовой. – М.: Просвещение, с 2007 г. Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы.– М.: Дрофа (с 2004) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык: 5-9 классы– М.: Дрофа, с 2003 г. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 5-9 классы– М.: Мнемозина, ; Панов М.В., Кузьмина С.М., Ильинская И.С. и др. Русский язык. – М.: Русское слово, 2005 – 2010 гг.
УМК по русскому языку Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2009 Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык для старших классов. – М.: Вербум-М, 2005 Греков В.Ф. и др. Русский язык. 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2005
Рабочая программа Наименование примерной и авторской программ, на основе которых разработана рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины Обоснование выбора системы обучения и (или) различных учебно-методических комплексов для реализации рабочей программы (анализ образовательных потребностей обучающихся или их родителей (законных представителей); учебно-методическое, кадровое, материально-техническое, информационное обеспечение; миссия образовательного учреждения) Цели обучения русскому языку
Рабочая программа Календарно-тематический план реализации рабочей программы Примерное тематическое планирование Требования к уровню подготовки обучающихся. Планируемые результаты освоения программы Характеристика контрольных измерительных материалов (контрольные работы по темам и итоговая контрольная работа)
Учебно-тематический план п/пРаздел /ТемаКоличество часов
Тематическое планирование Кален дарны е сроки Тема учебного занятия Развитие речи Виды деятельност и (на уровне учебных действий) НРК (тема) Диагностик а (вид и форма контроля)
Пример Тема учебного занятияСодержание деятельности учащихся (учебные действия) Виды речевой деятельности Основы культуры речи Использование языка в различных сферах и ситуациях общения Определение цели коммуникации Оценивание речевой ситуации Учёт намерений и способов коммуникации Выбор адекватных стратегий коммуникации Готовность к изменению собственного речевого поведения
Пример Общие сведения о языке Язык как знаковая система и общественное явление Развитие и функционирование языка Способы и приемы лингвистического анализа Способность к анализу языковых единиц Способность к оценке языковых явлений и фактов Умение пользоваться языковой теорией (знаний об устройстве языка, базовыми понятиями лингвистики) для решения практических задач
Национально-региональный компонент Курсы краеведческой, лингвистической или коммуникативной направленности Стилистика. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10 – 11 классы. Учебное пособие. – М.: «Дрофа», 2010 г. Солганик Г.Я., Владимирская Г.Н. Стилистика русского языка. 10 – 11 классы. Методические рекомендации. – М.: «Дрофа», 2010 г. Мазнева О.А. и др. Практикум по стилистике русского языка. Тексты и задания. – М.: «Дрофа», 2010 г. Милославский И.Г. Русский язык для говорения и письма. Как мысли выразить себя, другому как понять тебя? 10 класс. Учебное пособие. – М.: «Дрофа», 2010 г. Милославский И.Г. Русский язык для говорения и письма. Как мысли выразить себя, другому как понять тебя? 10 класс. Методические рекомендации. – М.: «Дрофа», 2010 г. Граудина Л.К., Мищерина М.А., Соловьева Н.Н. Риторика и стилистика. 10 – 11 классы. – М.: Русское слово, 2010 г. Касумова М.Ю. Деловой русский язык. Практикум для старшей профильной школы. – М.: Владос, 2010 г.
НРК по русскому языку Словесность. Риторика Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5, 6, 7, 8, 9, 10 классы. Учебное пособие. – М.: «Дрофа», 2005 – 2010 гг. 3. Грамматика Беднарская Л.Д. Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса. Учебное пособие. – М.: «Дрофа», 2010 г. Ладыженская Т.А. Риторика. 5 – 9 кл.
НРК по русскому языку Лингвистический анализ текста. Головкина С.Х., Смольников С.Н. Русский язык. Лингвистический анализ текста. Учебное пособие. – М.: «Дрофа», 2010 г. Золотова Г.А., Дручинина Г.П., Онипенко Н.К. Русский язык. От системы к тексту. 10 класс. Учебное пособие для факультативных занятий в общеобразовательных учреждениях гуманитарного профиля. – М.: «Дрофа», 2010 г.
Педагогические измерительные материалы Диагностирование с использованием стандартизированной формы (специализированные тестовые задания, самостоятельные работы, контрольные работы ). Ориентиры: контрольно-измерительные материалы ГИА (9 и 11 классы) материалы тематического контроля под редакцией И.П.Цыбулько (5 – 8 классы, издательство «Национальное образование») Возможно проведение традиционного диктанта, словарного диктанта, изложения, сочинения
Тематический контроль. Русский язык (5 – 8 кл.) Издательство «Национальное образование» Под. ред. И.П. Цыбулько
Тестовый контроль Найдите слово с проверяемой гласной буквой а в корне. 1)д…лина 2)приг…дится для работы 3)оч…рование 4)день р…ждения Найдите слово с проверяемой гласной буквой Е в корне. 1)перел…ваться на солнце 2)изв…ниться 3)д…тёныш 4)кр…чит
Выявление соотношений
1.Соотнесите слова из второго предложения с частями речи, к которым они относятся 1)раздвинула 2)она 3)сухие 4)листья 5)травинки 6)высунулась 7)земли 8)уд…вленно 9)осм…трелась А – имя существительное Б – имя прилагательное В – глагол Г – наречие Д – местоимение
Усвоение теоретических сведений Найдите неверное суждение. Правописание безударных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени зависит от спряжения. Правописание –тся, –ться в глаголах определяется вопросом. Правописание Ь после шипящих зависит от части речи. Правописание суффикса глагола перед в прошедшем времени зависит от спряжения.
Задания с выбором ответа на основе текста 1.Озаглавьте текст, отразив в заголовке тему текста. Ответ:____________________________________________ 2.Перепишите ту часть текста, которая представляет собой первую и вторую реплики диалога, при этом замените их предложениями с прямой речью. Чтобы избежать однообразия конструкций, 2 реплику перестройте таким образом, чтобы слова автора стояли перед прямой речью. Составьте схемы предложений с прямой речью. Ответ:____________________________________________ 3. Выпишите из текста простое предложение, осложнённое однородными сказуемыми, соединёнными союзом и. Подчеркните грамматическую основу предложения. Ответ:____________________________________________