«Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле её эксплуататора, а как её понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней всего живого и прекрасного» А.Арсеньев.
Г.А.Ягодин: «Мы должны вновь и вновь задавать себе извечные вопросы: Кто мы? Дети природы или её властелины? Зачем пришли в этот мир? Потреблять или создавать?» А. Сент-Экзюпери: « Мы в ответе за тех, кого приучили».
Цель нашей работы: Формирование начал экологической культуры личности дошкольников, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельности в природе, природоохранное отношение, познавательный интерес к знаниям о родном крае.
Задачи: - Познакомить о происхождении и многообразии форм жизни, о существенных признаках, потребностях, приспособленности к среде. - Познакомить детей с различиями живого и неживого. - Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек- часть природы. - Развивать у детей эмоционально положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм. - Формировать у детей элементарные представления о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни. - Формировать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды. - Знакомить с флорой и фауной родного края.
«Нужно, чтобы ребёнок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения, будущее человечества окажется в серьёзных руках» М.М.Камшилов
«Любоваться красотой – это лишь первые побеги доброго чувства, которое нужно развивать, превращая в активное влечение к деятельности». В.А. Сухомлинский
« Добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» В.А. Сухомлинский
«Жизнь убедила меня в том, что когда ребёнок вырастит розу, чтобы любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». В.А. Сухомлинский
И.В Мичурин: « Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё - наша задача». « Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости».
Интеграция экологического воспитания с образовательными областями
Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе. Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Интеграция (от лат. integrum целое; лат. integratio восстановление, восполнение) сплочение, объединение. Интеграция предметных областей знаний.
Интегративные связи Экология + Физическая культура Экология + Здоровье Экология +Социализация Экология + Труд Экология +Безопасность Экология+Познание Экология +Коммуникация Экология +чтение художественной литературы Экология+ художественное творчество Экология + музыка
Экологическое воспитание через ознакомление дошкольников с живой природой