Образование в области Прав Человека Дмитрий Бочаров Семинар «Образование в сфере демократической гражданственности и прав человека в молодежной работе и школьной программе» Рига, 05/03/2011
Два основных свойства прав человека 1) Права человека изначально даны людям. Их невозможно приобрести или потерять. Человек обладает правами уже потому, потому что он человек 2) Обязанности по соблюдению прав человека лежат на государстве: они должны быть регламентированы в законодательных актах (нормативная база).
Три поколения прав (дом причудливой архитектуры) Исторически разные группы прав осознавались в разное время. Условно права можно поделить на «три поколения». Первое поколение – права свободы: право на жизнь, право на участие в политических процессах, право на мнение, право на свободу выражения, право на свободу ассоциаций, право на справедливое судебное разбирательство – входит в обществоведение. Второе поколение – права равенства: равные возможности, уровень жизни, здоровье и образование. Речь идет о «минимальном уровне» для всех. Третье поколение – права солидарности: глобализация, взаимодействие культур и религий, мир.
Образование в области прав человека – что это такое? «...образовательные программы и мероприятия, направленные на утверждение равенства человеческого достоинства в сочетании с другими программами, в частности, поддерживающими межкультурное обучение, активное участие в жизни общества и расширение прав меньшинств» Официальное определение Молодежной программы по образованию в области прав человека Советы Европы
Образование в области прав человека – что это такое? Важный вывод из официальных концепций: первичным является создание такой среды, в которой все понимают, уважают и защищают права человека. И к ООПЧ можно отнести почти любые действия, направленные на достижение этой цели. Для достижения цели могут быть использованы самые разнообразные методы. Многие методы относятся к так называемому «неформальному образованию». Наряду с этим ООН ищет пути включения прав человека в учебные программы.
Основные задачи ООПЧ: три направления действий 1) повышение осведомленности о Правах Человека (вопрос «Что это такое?») – ЗНАНИЯ 2) развитие навыков в защите Прав Человека (вопрос: «Если эта ситуация с точки зрения Прав Человека несправедлива, то какие у нее есть способы решения?») НАВЫКИ 3) воспитание уважения к Правам Человека и другим людям – ОТНОШЕНИЯ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Устав Организации Объединенных Наций Всеобщая Декларация прав человека Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Международный пакт о гражданских и политических правах Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания ……………………………………………………… Важно иметь представление об основных вещах!
Международные документы по правам человека I. Принципы сотрудничества государств в области прав человека Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (извлечения), Хельсинки, 1975 г. Итоговый документ Мадридской встречи представителей государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (извлечения), Мадрид, 1983 г. Венская декларация и Программа действий, принятая Всемирной Конференцией по правам человека в 1993 г. (извлечения) Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам Резолюция 1803 (XVII) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1962 года "Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами II. Международные органы, действующие в области защиты прав человека Верховный Комиссар по поощрению и защите всех прав человека Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах Положение о Комиссии по правам человека Содружества независимых государств
Международные документы по правам человека III. Права женщин Венская декларация и программа действий (извлечение) Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин Конвенция о политических правах женщин Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации брака Рекомендация о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации брака Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов V. Права детей Декларация прав ребенка Конвенция о правах ребенка Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно для передачи детей на воспитание и их усыновления на национальном и международном уровнях Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних
Международные документы по правам человека VI. Региональные документы о правах человека Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека Американская конвенция о правах человека Африканская хартия прав человека и народов Декларация прав человека и гражданина 1789 года VII. Принципы отправления правосудия Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы) Принципы эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней Основные принципы обращения с заключенными Минимальные стандартные правила обращения с заключенными Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка Основные принципы, касающиеся роли юристов Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства Типовой договор о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений
Международные документы по правам человека VIII. Право на жизнь и физическую безопасность Меры, гарантирующие защиту тех, кто приговорен к смертной казни Принципы медицинской этики, относящейся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или унижающих достоинство видов обращения и наказания Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защяты несовершеннолетних, лишенных свободы Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Европейская конвенция о запрещении пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него Руководящие принципы в области прав человека и борьбы с терроризмом ( )
Международные документы по правам человека IX. Права уязвимых групп лиц Право гражданства а) Конвенция о сокращении без гражданства б) Конвенция о статусе апатридов в) Конвенция о гражданстве замужней женщины г) Декларация о территориальном убежище д) Декларация о правам человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают Права беженцев а) Конвенция о статусе беженцев б) Протокол, касающийся статуса беженцев в) Устав Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев Права мигрантов а) Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей Национальные меньшинства а) Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам Права инвалидов а) Декларация о правах инвалидов Права умственно отсталых а) Декларация о правах умственно отсталых Права неимущих, малообеспеченных а) Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания
Международные документы по правам человека X. Социальные права Социального развития а) Декларация социального прогресса и развития б) Защита психически больных лиц и улучшение психиатрической помощи в) Руководящие принципы регламентации компьютеризированных карточек, содержащих данные личного характера г) Декларация о праве народов на мир д) Декларация о праве на развитие Предупреждение дискриминации а) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации б) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования в) Конвенция о дискриминации в области труда и занятий г) Декларация Организащии Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации д) Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказание за него е) Международная конвенция против апартеида в спорте ж) Протокол об учреждении Комиссии примирения и добрых услуг для разрешения разногласий, которые могут возникнуть между государствамя, участвующими в Конвенции о борьбе с дискриминацией в областп образования з) Декларация об основных принципах, касавщихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне и) Декларация о расе и расовых предрассудках й) Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам
Международные документы по правам человека X. Социальные права Политика в области занятости а) Конвенция о политике в области занятости б) Конвенция о содействии коллективным переговорам (Конвенция 154) в) Конвенция о содействии занятости и защите от безработицы г) Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Конвенция 169) Принудительный труд, подневольное состояние а) Конвенция об упразднении принудительного труда б) Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами в) Конвенция о рабстве г) Протокол о внесении изменений в Конвенцию о рабстве, подписанную в Женеве 25 сентября 1926 года д) Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговля и институтов и обычаев, сходных с рабством е) Конвенция о принудительном труде Оплата труда а) Конвенция о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности
Международные документы по правам человека XI. Свобода вероисповедания Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на на основе религии или убеждений. XII. Свобода объединения, информации, права пользоваться достижениями культуры Конвенция о свободе ассоциации и защите прав на организацию Конвенция о представителях трудящихся Конвенция о трудовых отношениях на государственной службе Декларация принципов международного культурного сотрудничества Конвенция о международном праве опровержения Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах XIII. Гуманитарное право Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающихся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающихся защиты жертв международных вооруженных конфликтов немеждународного хкарактера (Протокол II)
Джентельменский набор: Знания Основные понятия: свобода, справедливость, равенство, человеческое достоинство, недискриминация, демократия, универсальность, права, ответственность, взаимозависимость и солидарность. Местные, национальные и международные организации, неправительственные организации и отдельные лица, работающие в поддержку и защиту прав человека Различие между гражданскими и социальными правами. Основные международные правовые документы, целью которых является защита прав человека, такие как Всеобщая декларация прав человека ООН (ВДПЧ), Конвенция ООН о правах ребенка (КПР), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Знание о существовании других документов. Основные социальные изменения, исторические события и причины, которые привели к признанию прав человека.
Джентельменский набор: Навыки Активное слушание и коммуникация: умение выслушивать различные точки зрения, выявлять существующие проблемы, отстаивать свои собственные права и права других людей. Критическое мышление: нахождение значимой информации, критическая оценка доказательств, осознание предубеждений и предвзятости, узнавание различных форм манипулирования и принятие решений на основании аргументированного суждения. Навыки сотрудничества и позитивного решения конфликтов. Навыки участия в работе социальных групп и их организации. Деятельность, направленная на продвижение и защиту прав человека на местах и во всем мире.
Джентельменский набор: Нравственные ценности Чувство ответственности за свои действия, стремление к личному развитию и социальным переменам. Понимание того, что права человека являются основой выработки и согласования стандартов поведения в семье, в школе, в обществе и во всем мире. Любознательность, открытый ум и понимание ценности разнообразия. Сопереживание и солидарность с другими, стремление поддержать тех, чьи права оказались под угрозой. Чувство справедливости, стремление работать для достижения идеалов свободы, равенства и уважения разнообразия. Чувство человеческого достоинства, собственной значимости и значимости других независимо от социальных, культурных, языковых и религиозных различий.
Основные методы a)Тематические исследования (построение моделей решения реальных проблем, основываясь на правозащитных актах) важно делать выводы (!) b)Наглядные пособия c)Творческое выражение (рисунки, фото, видео) d)Обсуждения (дискуссии, круглые столы, рефлексия после игр, работа в парах) e)Выезды на места/посещения различных организаций и учреждений/интервью f)Ролевые игры/имитации
- COMPASS (Human Right Education) - Compasito -Education pack (EN - intercultural education) … Существует много сборников, в которых собраны игры для ОВПЧ для молодёжи, в основном для неформального образования
Неформальное образование Формальное образование: – регламентирует минимальный объем знаний после обучения – предлагает совокупность методов, которые не обязательны, но наиболее часто используются. Неформальное образование: – может предлагать и опираться на внепрограммные знания – очень широко использует новые и нетрадиционные методы – часто нет регламентированной проверки полученных знаний – обучение основано прежде всего на интересе
Обучение молодёжи: важно Не перегибать с теорией Начинать с понимания и с отношения к основным понятиям Например: Что такое дискриминация? Что такое доступность среды? Как мы осознаём различия? Что наша культура получила от других? Что такое стереотипы? Их примеры Вербализация проблем и спорых вопросов
Для любой игры требуется адаптация В сборниках нет однозначных рекомендаций, есть только ценные (и иногда наоборот) советы Любую игру можно использовать для многих целей, но только предлагаемых автором Часто более важно провести детальный «разбор полётов» после игры, чем сыграть в неё (не забывать об оценке/рефлексии ) Обучение молодёжи: Очень очень важно
Спасибо за внимание!