Непрерывное образование в Российской Федерации О.Н. Олейникова, д.п.н. Директор Центра изучения проблем профессионального образования Президент Международной Ассоциации профессионального образования (IVETA)
2 Понятие непрерывного профессионального образования ETF: Обучение с целью: приобретения новых компетенций либо развития и совершенствования существующих, которое частично оплачивается предприятием для своих работников или службами по трудоустройству для лиц, ищущих работу. Непрерывное профессиональное образование может быть получено в рамках формального, неформального и спонтанного обучения
3 Понятие непрерывного профессионального образования Россия: Понятие непрерывного профессионального образования в международной трактовке наиболее близко к российскому «дополнительному профессиональному образованию» Предполагает повышение квалификации и профессиональное развитие
4 Ситуация в России Заинтересованность компаний в повышении квалификации персонала Большое количество востребованных программ развития деловых и личностных умений Постепенное разрушение старой системы повышения квалификации: Обязательное повышение квалификации раз в 5 лет (за счет бюджетных средств) Сохранилось в крупных государственных структурах и отдельных отраслях (напр. медицина, образование)
5 Ситуация в России Отсутствие: отдельного законодательства Вопросы непрерывного ПО регулируются законом «Об образовании» одобренной национальной концепции Принятая в 2001 г. Концепция образования взрослых существенного влияния на развитие непрерывного ПО не оказала
6 Векторы развития Непрерывное образование – часть стратегии развития страны: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года» Проект «Стратегии 2020» Недостаток соответствующих человеческих ресурсов - серьезное препятствие на пути модернизации экономики Развитие непрерывного образования: Национальная доктрина образования Федеральная программа развития образования
7 Тенденции Проект Концепции непрерывного образования Непрерывное образование рассматривается как один из ключевых аспектов социальной политики страны Проект Концепции предполагает: многообразие форматов и различные контексты получения образования расширение доступа к образованию и обучению, независимо от уровня квалификации системный подход, интегрирующий все многообразие форматов и контекстов
8 Проект Концепции непрерывного образования Создание институциональной инфраструктуры, обеспечивающей: четкое разделение ответственности между государством и бизнесом системное развитие и эффективное регулирование рынка поставщиков услуг разработку и внедрение современных программ; признание (систему сертификации) квалификаций; систему профессиональной и карьерной ориентации; развитие дистанционного электронного образования; соответствие результатов потребностям в квалификациях и умениях на рынке труда; создание независимой системы оценки качества и сертификации квалификаций
9 Политика в области непрерывного образования Участники разработки: Министерство образования и науки Федеральный институт развития образования Ассоциации работодателей и отдельные компании Закон «Об образовании» дает право работодателям участвовать в разработке образовательной политики, программ и стандартов Соглашение о сотрудничестве между Минобрнауки и Российским союзом промышленников и предпринимателей (2007 г.) Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования и сертификации квалификаций (2010 г.)
10 Спрос на непрерывное образование Число учащихся в системе непрерывного образования выросло с 898,4 тыс. до 1 432,9 тыс. человек, или на 59,5% (с 2005 г. по 2010 г.) По данным Минобрнауки Участие экономически активного населения в системе НО – 22,5% Для сравнения: Австрия - 89,2%, Финляндия - 77,3%, Швейцария - 71%, Франция - 51%, Германия - 41,9%, Великобритания - 37,6% По данным Eurostat
11 Основные целевые группы Женщины Военные, уволенные в запас Инвалиды Пенсионеры Безработные граждане в 2008 возможности обучения были предоставлены около 1,5 млн. безработным из 5 млн. общей численности безработных (среди экономически активного населения)
12 Основные целевые группы Безработные: По окончании обучения около 90% слушателей трудоустраиваются Ежегодно новую профессию получают до 50%- 60% зарегистрированных безработных Женщины: 60% от общего числа безработных, повысивших свою квалификацию или прошедших профессиональное обучение Инвалиды: Программы в соответствии с утвержденным перечнем профессий для лиц с ограниченными возможностями Спрос на обучение превышает предложение
13 Предложение непрерывного образования и обучения поставщиков услуг: профессиональные училища колледжи университеты институты повышения квалификации, учебные подразделения компаний частные учебные заведения
14 Корпоративное обучение Обучение внутри компании предпочитают 66% работодателей Формирование корпоративной системы обучения обусловлено: дефицитом кадров, отвечающих требованиям компании, отсутствием на рынке учебных программ, отвечающих требованиям компании Корпоративные университеты: структуры, отвечающие за обучение персонала, управление знаниями, инновациями и корпоративной культурой инструмент стратегического управления и неотъемлемой частью бизнес-процессов В ряде компаний роль корпоративного университета выполняют учебные центры
15 Предпосылки для развития системы непрерывного образования Признание на национальном уровне ценности результатов обучения Рост активности учебных заведений НПО и СПО в предоставлении соответствующих программ обучения Расширение взаимодействия учебных заведений с рынком труда Принятие Национальной рамки квалификаций Разработка профессиональных стандартов Повышение квалификации преподавателей: Применение активных методов обучения Подготовка наставников-инструкторов для обучения на рабочем месте и т.д. Льготное налогообложение для организаций, оплачивающих обучение своих работников (ФЗ-158)
16 Спасибо за внимание! Центр изучения проблем профессионального образования Россия, Москва Ул. Гончарная, д.27/6, офис 104 Тел.: /