FOLKSONOMY-BASED STANDARD & UNIFIED E-LEARNING ENVIRONMENT СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УНИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Казанский федеральный университет Институт социальных и гуманитарных знаний В.И.Зуев
Web 2.0 Новые возможности для обучения LMS Web 2.0 ?
Web 1.0 vs Web 2.0 Web 1.0 = Связь между документами/статические веб-страницы Web 2.0 = Связь между людьми Socialization + Applications + Technology =
Изменения в деятельности ВУЗов формирование новых моделей ведения образовательного процесса (возникает понятие образовательного пространства, образовательного партнерства); использование новых принципов управления учебным процессом.
Что ждет образование? Классические учебные заведения не исчезают Электронные распределенные университеты борются (и не всегда успешно) за право существования Появляются новые классы и типы учебных организаций Существующие формы учебных организаций претерпевают изменения Prahalad, C K & Venkat Ramaswamy (2004) The Future of Competition. Harvard Business School Press, Boston
Почему эти возможности подчас трудно реализовать
ПРОБЛЕМА Отдельные сегменты виртуального образовательного пространства оказываются слабо связанными между собой. Отдельные сегменты виртуального образовательного пространства оказываются слабо связанными между собой.
Задача – повышение связности образовательного пространства
Лоскутная информатизация Несовместимость приложений
10 Даже если проблема совместимости решена- Отсутствие опыта, ресурсов и кадров для организации эффективного обучения
ПРОБЛЕМА ВЫБОРА
Интеграция LMS в учебный процесс Факторы, связанные с пользователями Факторы, связанные с учебным заведением Факторы, связанные с инструментами обучения Структурные факторы Социо- экономические факторы Факторы, определяющие эффективность интеграции LMS в учебный процесс
ЧТО ДЕЛАТЬ ? Стандартизация и унификация Стандартизация и унификация
Стандарты Национальные или региональные образовательные стандарты Национальные или региональные образовательные стандарты Стандарты, определяющие метаданные образовательных ресурсов Стандарты, определяющие метаданные образовательных ресурсов
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ единство образовательного пространства Республики Татарстан; преемственность и совместимость основных образовательных электронных продуктов для начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Аналог – стандарт eNorway Аналог – стандарт eNorway
Задачи U 2 U -систем организация взаимодействия между учебными заведениями - быстрого и удобного; построение защищённых надёжных каналов обмена информацией между учебными заведениями; координация действий учебных заведений и совместное их развитие на основе информационного обмена.
Свойства системы U2U Система должна обеспечивать социо-конструктивистский подход к реализации образовательных проектов, обладать свойствами автопоэзиса, осуществлять сопровождение как обучения через общение, так и индивидуальных занятий. Система должна обеспечивать социо-конструктивистский подход к реализации образовательных проектов, обладать свойствами автопоэзиса, осуществлять сопровождение как обучения через общение, так и индивидуальных занятий. Система должна обеспечивать доступ и контроль к множеству (облаку) образовательных ресурсов (объектов), а также поддерживать следующие режимы взаимодействия: ученик/ученик; ученик/учитель; ученик/электронный ресурс; учитель/электронный ресурс; автор/электронный ресурс. Система должна обеспечивать доступ и контроль к множеству (облаку) образовательных ресурсов (объектов), а также поддерживать следующие режимы взаимодействия: ученик/ученик; ученик/учитель; ученик/электронный ресурс; учитель/электронный ресурс; автор/электронный ресурс. Система должна обеспечивать эффективное управление контентом на высоком уровне абстрагирования с использованием семантического анализа (тэгов). Система должна обеспечивать эффективное управление контентом на высоком уровне абстрагирования с использованием семантического анализа (тэгов). Система должна предоставлять возможности контроля знаний обучающихся. Система должна предоставлять возможности контроля знаний обучающихся. Система должна предоставлять возможности многоагентного сотрудничества с четко определенными ролями участников процесса. Система должна предоставлять возможности многоагентного сотрудничества с четко определенными ролями участников процесса. Система должна обладать ясным, интуитивно понятным графическим интерфейсом Система должна обладать ясным, интуитивно понятным графическим интерфейсом
Структура портала U2U Виртуальные представительства учебных заведений Семантически организованный каталог образовательных ресурсов (фолксономии) Площадка U2U (B2B) Доступ к образовательным ресурсам отдельных учебных заведений Создание мета-курсов Хаб образовательных ресурсов
СУЩЕСТВУЮЩИЕ АНАЛОГИ P2PU.orgAlladin.comNovachi.com
ПИРИНГОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ
P2PU.ORG – Объединение для организации неформального обучения The Peer 2 Peer University is a grassroots open education project that organizes learning outside of institutional walls and gives learners recognition for their achievements. P2PU creates a model for lifelong learning alongside traditional formal higher education. Leveraging the internet and educational materials openly available online, P2PU enables high-quality low-cost education opportunities. P2PU - learning for everyone, by everyone about almost anything.
Ближайший аналог U2U – порталы B2B
СЕТЕВАЯ LMS
Novachi enables safe school access online Many organizations are recognizing the importance of Internet-based applications for managing their data. Novachi's aim is to help improve the overall effectiveness of school management by moving school data securely online...
ЧТО ВЫБРАТЬ?
ПРОСТОЕ И ДОСТУПНОЕ РЕШЕНИЕ
Moodle как интегратор образовательных ресурсов – образовательный хаб Организация доступа к уникальной информации, доступ к которой в иных случаях ограничен; Организация доступа к агрегированной информации из различных источников (дайджест); Возможность выгрузки собственных информационных объектов; Возможность участия в деятельности сообщества, объединенного хабом.
Хаб образовательного сообщества Помогает учащимся быстро найти и выбрать интересующие их программы из всего многообразия существующих образовательных ресурсов. Помогает преподавателю найти профессиональные сообщества, наиболее отвечающие профилю его педагогической деятельности. Помогает преподавателю найти и встроить в свой курс образовательные объекты, разработанные другими образовательными учреждениями.
Публичный хаб Mooch ( Составные элементы: Mooch Обычный сайты Moodle, пользователями которых являются преподаватели, желающие использовать в своей работе сторонние ресурсы, и учащиеся, желающие записаться на курсы сторонних учебных заведений. Сайты-публикаторы, размещающие ресурсы и курсы, готовые для скачивания. Сайты, размещающие курсы, открытые для записи Хаб-сервер Moodle – плагин, обеспечивающий регистрацию ресурсов, готовых для скачивания, и курсов, открытых для записи.
КАК СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ РЕСУРСЫ U2U И ПОЛУЧИТЬ ОТ ЭТОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПОЛЬЗУ
Стандартизация метаданных U2U формализованное описание семантически аннотированных образовательных ресурсов на портале U2U использование фольксономий в качестве базовых определителей
ФОЛКСОНОМИИ
ФОЛКСОНОМИИ
Н 3 | Нужный контент, Нужному пользователю, в Нужное время Лекции Видео ресурсы Подкасты Тренажеры Тесты и контрольные Организатору обучения Преподавателю Консультанту Студенту Слушателю Занятие Предмет Курс Программа План © 2006 Molecular
Функции единичного тэга Определение того, о чем (или о ком) этот ресурс, например «море», «безопасность», «Ленин»; Определение категории ресурса, например «статья», «книга», «блог»; Определение того, кому предназначается ресурс, например «2курс», «аспирантам»; Уточнение или детализация категории, зачастую формальное, например «1», «2» или «3»; Определение качественных характеристик ресурса, выражающих мнение автора, например «интересно»; Определение принадлежности, например - все тэги «мой», «моя», «мое»; Определение и организация дальнейших действий, например «скачать», «смотреть», «читать».
Преимущества использования тэгов и фолксономий многомерность (пользователь может присвоить ресурсу большое количество тэгов, производя тем самым адекватное его описание); простота обозначения (пользователь может использовать для тэгов любой понятный язык и доступный словарь); индивидуализация (пользователь выбирает только значимые именно для него тэги); возможность публикации тэгов, которые в этом случае становятся доступными для всего интернет-сообщества; быстрота и легкость присвоения тэгов и т.д.
Мета Шум Некорректные мета-данные
Недостатки фолксономий неоднозначность тэгов, когда один и тот же тэг может относиться к разным понятиям; различия в написании, когда несколько тэгов могут определять одно понятие, например «e-learning» и «elearning»; отсутствие ясного представления о том, что именно имел в виду пользователь при присвоении тэга ресурсу; трудности при использовании тэгов на разных языках.
Онлайн-сообщества Парадигматическое сообщество Парадигматическое сообщество формально объединяет людей (примером такого сообщества являются посетители сайта Википедия). Пользователь Интернета может одновременно принадлежать нескольким парадигматическим сообществам. Синтагматическое сообщество Синтагматическое сообщество объединяет людей, занятых общим видом деятельности. Это понятие близко к понятию «сообщества практиков», однако не требует от членов сообщества активного участия в делах сообщества.
ВЫВОДЫ Основная задача систем U 2 U повышение эффективности работы учебных заведений на образовательном рынке за счёт снижения затрат на подготовку учебных продуктов и расширения географии деятельности до масштаба региона, а, в дальнейшем - страны. Создаваемая модель эффективного взаимодействия между участниками рынка образовательных услуг может стать важным фактором развития виртуального образовательного пространства и интеграции образовательных ресурсов как региона, так и страны в целом.
Материал подготовлен при участии: Бариева И., Биктагировой Д.Ф., Куркиной Е.П., Татариновой М.А., Чирко Е.П. В.И.Зуев