1 ТЕМА 6 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СПК ПС ОМС
2 Понятие муниципальной службы Понятие «служба» имеет несколько значений: вид деятельности людей, ведомственное подразделение, самостоятельное ведомство. Служба является видом общественно-полезной деятельности и состоит в исполнении полномочий по должности. СПК ПС ОМС
3 Понятие «должность» характеризуется установленным комплексом обязанностей и прав, рассчитанным на одного человека и предоставляемым должностному лицу в целях его практического осуществления. В российском праве понятие «должность» является межотраслевым, что само по себе предопределяет особенности правового регулирования отношений, в которых используется данное правовое явление. СПК ПС ОМС
4 Понятие «муниципальная служба» определяется российским законодательством как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора. СПК ПС ОМС
5 Понятие «должность муниципальной службы» – должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. СПК ПС ОМС
6 Понятие «профессиональная деятельность» -деятельность, осуществляемая на основе специальных знаний и навыков, требующая определенной подготовки и образования. Профессиональная публичная служебная деятельность связана с выполнением, как правило, в качестве основного вида деятельности специальных должностных полномочий за вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета. СПК ПС ОМС
7 Муниципальная служба как особый вид труда Муниципальная служба - уникальная профессиональная деятельность, отличная от государственной и иной службы рядом особенностей в правовом регулировании труда служащих. Но данная деятельность имеет все признаки трудовой, и муниципальный служащий осуществляет трудовые функции, а не власть местного самоуправления. СПК ПС ОМС
8 Трудовая деятельность муниципального служащего причастна (связана) к реализации функций муниципального образования. Муниципальный служащий имеет двойной отраслевой статус. СПК ПС ОМС
9 Причины возникновения особенностей правового регулирования муниципальной службы Муниципальная служба является одним из организационных механизмов местного самоуправления, а также участвует в разнородных правовых отношениях. Правовое регулирование муниципальной службы имеет ряд особенностей. СПК ПС ОМС
10 Особенности данного правового регулирования определяются: отнесением общих принципов организации местного самоуправления к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; отнесением муниципальной службы как самостоятельного правового института к комплексной отрасли права; влиянием муниципальной службы на права граждан, включая и права самих муниципальных служащих; самостоятельностью местного самоуправления в осуществлении своей деятельности и определении необходимых для этого организационных структур; СПК ПС ОМС
11 самостоятельностью местного самоуправления в пределах установленной компетенции в определении объемов, направлений расходования и расходовании бюджетных средств; деятельностью органов и должностных лиц от имени муниципального образования, отсутствием собственных целей, отличных от целей муниципального образования, осуществлением органами местного самоуправления деятельности не в интересах данных органов как организаций, а в интересах муниципального образования в целом; производностью компетенции должностных лиц муниципальной службы от компетенции органов, в которых эта служба осуществляется; СПК ПС ОМС
12 взаимосвязью муниципальной службы с государственной гражданской службой; двойственным характером статуса муниципальных служащих при осуществлении ими своих должностных полномочий; спецификой управленческой деятельности и особенностями публичной деятельности, что предусматривает дополнительные требованиями к персоналу; необходимостью открытости деятельности по осуществлению местного самоуправления для населения, обязанностью информировать население об ее осуществлении, результатах, а также о предполагаемых решениях; СПК ПС ОМС
13 необходимостью обеспечить условия для проявления муниципальным служащим инициативы и заинтересованности в результатах труда, с одной стороны, и исключения конфликта интересов, злоупотреблений при применении властных полномочий, - с другой; особыми требованиями к профессионализму муниципальных служащих в связи с существенным влиянием результатов их труда на значительную часть общественных отношений, в особенности социальных. СПК ПС ОМС
14 Федеральные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере муниципальной службы Федеральный закон от 6 октября 2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон 131-ФЗ), является базовым в вопросах регулирования местного самоуправления. Федеральный закон 131-ФЗ установление «прав, обязанностей и ответственности» муниципальных служащих относит к полномочиям федеральных органов государственной власти. СПК ПС ОМС
15 Специальный Федеральный закон от 2 марта 2007 года 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Предметом его регулирования являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих. Закон о муниципальной службе не определяет статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, других выборных должностных лиц, не являющихся муниципальными служащими, исключая их из сферы своего регулирования. СПК ПС ОМС
16 Положениями Федерального закона 25-ФЗ разграничена компетенция федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в вопросах правового регулирования муниципальной службы. СПК ПС ОМС
17 При отнесении регулируемых отношений к публичным – статус служащего – применяются и имеют приоритет нормы муниципального права, регулирующие муниципальную службу. СПК ПС ОМС
18 Применение Закона о муниципальной службе существенно отличается от применения ФЗ о государственной гражданской службе, установившего однозначный приоритет специального законодательства о государственной службе перед нормами трудового права, определяя, что последние могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, лишь в части, не урегулированной данным Законом. СПК ПС ОМС
19 Разграничение компетенции в сфере правового регулирования муниципальной службы Положениями Федерального закона 25-ФЗ разграничена компетенция федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в вопросах правового регулирования муниципальной службы СПК ПС ОМС
20 Полномочия субъектов РФ в сфере муниципальной службы К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере муниципальной службы отнесены: 1)законодательное регулирование вопросов муниципальной службы в соответствии с федеральными законами; 2)предоставление дополнительных гарантий муниципальным служащим; 3)утверждение законом субъекта Российской Федерации реестра должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации; СПК ПС ОМС
21 4)установление законом субъекта Российской Федерации соотношения должностей муниципальной службы субъекта Российской Федерации и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы региона; 5)определение законом субъекта Российской Федерации типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы; 6)установление законом субъекта Российской Федерации дополнительных требований к кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа), назначаемого на данную должность по контракту; СПК ПС ОМС
22 7)утверждение законом субъекта Российской Федерации типовой формы контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту; 8)утверждение законом субъекта Российской Федерации типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих; 9)определение законом субъекта Российской Федерации порядка и условий предоставления муниципальному служащему ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет; 10)установление законом субъекта Российской Федерации порядка исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности, за исключением указанных в части 1 статьи 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»; СПК ПС ОМС
23 11)установление законом субъекта Российской Федерации классных чинов муниципальных служащих и порядка их присвоения, а также порядка их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы; 12)регулирование законами субъекта Российской Федерации вопросов о видах поощрений муниципальных служащих и порядке их применения; 13)регулирование законами субъекта Российской Федерации отдельных вопросов денежного содержания муниципальных служащих; 14)определение законами субъекта Российской Федерации вопросов кадровой работы, за исключением указанных в статье 28 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»; СПК ПС ОМС
24 15)разработка и принятие программ развития муниципальной службы субъекта Российской Федерации, установление порядка, условий и сроков проведения экспериментов в ходе реализации указанных программ; 16)регулирование законодательством иных вопросов осуществления муниципальной службы, регулирование которых не отнесено к компетенции федеральных органов государственной власти, а также к собственной компетенции органов местного самоуправления. СПК ПС ОМС
25 Вопросы муниципальной службы, регулирование которых отнесено федеральным законодательством на уровень муниципальных правовых актов: 1)установление должностей муниципальной службы в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации; 2)установление квалификационных требованиях к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (гражданской службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, на основе устанавливаемых законом субъекта Российской Федерации типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы; СПК ПС ОМС
26 3)установление дополнительных требований к кандидату на должность главы местной администрации сельского (городского) поселения, замещаемую им на срочной контрактной основе по конкурсу; 4)установление дополнительных требований к кандидату на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа), замещаемую им на срочной контрактной основе по конкурсу; 5)установление права муниципального служащего на повышение квалификации за счет средств местного бюджета; СПК ПС ОМС
27 6)установление запрета муниципальному служащему в период прохождения муниципальной службы состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с действующим законодательством, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; 7)установление порядка проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы; 8)установление общего числа членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядка ее формирования представительными органами муниципального образования; СПК ПС ОМС
28 9)утверждение положения по проведению аттестации муниципальных служащих, принятого в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утвержденным законом субъекта Российской Федерации; 10)определение размера должностного оклада, размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядка их осуществления, устанавливаемых в соответствии с федеральным и субъектным законодательством; 11)установление гарантий, предоставляемых муниципальному служащему в виде: отдыха, обеспечиваемого установлением нормальной продолжительности рабочего (служебного) времени; выходных дней и нерабочих праздничных дней; ежегодного оплачиваемого отпуска; СПК ПС ОМС
29 12)определение видов поощрения муниципального служащего и порядка его применения, устанавливаемых в соответствии с федеральным и субъектным законодательством; 13)отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей, допустившего проступок, до момента решения вопроса о его дисциплинарной ответственности; 14)определение порядка ведения реестра муниципальных служащих в муниципальном образовании ; 15)ведение кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы; СПК ПС ОМС
30 16)разработка муниципальных программ развития муниципальной службы, финансируемых за счет средств местного бюджета; 17)установление порядка образования комиссии по урегулированию конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования; 18)определение порядка, условий и сроков проведения экспериментов в ходе реализации программ развития муниципальной службы. СПК ПС ОМС