1 МОКУ « Вышне-Дубовецкая ООШ» Презентация урока Основания (8 класс) Кривошеева Т.И.учитель химии
3 Эпиграф урока: « Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем. видел и знал его отец и дед». А.П.Чехов
4 Этап 1. Мотивация Да здравствует мыло душистое И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок! Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться И в ванне, и в бане, везде Вечная слава воде! К.Чуковский
5 Информация к размышлению На одном кв. сантиметре кожи здорового человека находится от 100 тыс. до 3 млн. микроорганизмов. При загрязнении кожи резко снижается ее способность к выделению защитных веществ, убивающих возбудителей болезни. Кожа детей нежнее, чем кожа взрослых, поэтому она более ранима. Проникающие через трещины или царапины, особенно при грязной коже, микроорганизмы иногда вызывают нарывы и тяжелейшее заболевание – рожистое воспаление. При загрязнении ран землей в организм могут проникнуть возбудители столбняка – одного из тяжелейших заболеваний. Вот почему так важна забота о чистоте кожи. Вывод: в обычных условиях достаточно мыть тело 1-2 раза в неделю горячей водой с мылом и мочалкой, а руки – несколько раз в день и обязательно перед едой. Во время мытья с кожи удаляется до 1.5 млрд. микробов. Уже из этого вытекает необходимость содержать кожу в чистоте.
6 Этап 2. Исследование. Поисковая деятельность. Лабораторная работа 1 Состав моющих средств 1.Приготовьте раствор выданного вам моющего средства твёрдого и жидкого мыла). 2.Для этого небольшое количество вещества поместите в пробирку и добавьте дистиллированной воды. 3.С помощью индикатора исследуйте реакцию среды в растворе. Как изменилась окраска раствора? Сделайте вывод. 4. Приготовьте раствор чистящего средства, добавив в пробирку 2 мл воды. 5. С помощью индикатора исследуйте реакцию среды. Как изменилась окраска раствора? 6. Сделайте вывод о составе чистящего средства.
7 Результаты исследования запишите в тетрадь Вывод: в состав растворов моющих средств входит щелочь Моющее средство ФенолфталеинСреда Твердое мылоМалиновыйЩелочная Жидкое мылоМалиновыйЩелочная Средство для СВЧ МалиновыйЩелочная
8 Виды моющих средств.
2 Форма урока: урок изучения нового материала Тип урока: урок – исследование Цель урока: * познакомить обучающихся с составом, названиями, классификацией и отдельными представителями оснований. Задачи: Образовательные: * сформировать знания о составе, названии, классификации и свойствах оснований; * раскрыть особенности данного класса неорганических соединений. Развивающие: * развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности: * формировать умения анализировать, сравнивать. Делать выводы на основе полученной информации. Воспитательные: * воспитывать интерес к изучаемому предмету; * воспитывать умение работать коллективно (в парах), оценивать свои возможности и знания4 * формировать научное мировоззрение.
Работа в группах: SO 2, Cu(OH) 2, Na 2 O, NaCl, H 2 SO 4, NaOH, CuS, Al 2 O 3, HCl, Al(OH) 3, HNO 3 Задание (у доски работают самостоятельно 2 ученика): 1 группа – выпишите из данного списка формулы бинарных соединений. 2 группа – исключая формулы бинарных соединений, распределите оставшиеся формулы в 2 колонки.
14 Техника безопасности при работе со щелочами : 1) Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывал омертвление только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей. 2) Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуются значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочей в глаза: при запоздалой первой помощи возможна полная потеря зрения. Твердые щелочи очень гигроскопичны. Хранить твердые щелочи следует в емкостях из полиэтилена или в толстостенных широкогорлых стеклянных банках. 3) Во время приготовления растворов щелочей из твердых щелочей, последние берут из емкостей только специальной ложечкой и ни в коем случае не насыпают, потому что пыль может попасть в глаза и на кожу. После использования ложечку тщательно моют, так как щелочь прочно пристает ко многим поверхностям. 4) При попадании щелочи на кожу необходимо промыть пораненное место обильной струей воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10-15 мин) и тщательным. 5) При попадании щелочи в глаза их необходимо тщательно промыть 0,2 % раствором борной кислоты.
10 Гидроксид натрия
12 Все щелочи называют едкими т.к. они разрушают бумагу, ткань и древесину.
13 Гидроксид калия разрушает ткань
Лабораторная работа 2 « Получение нерастворимых оснований гидрооксида меди (II) и железа (III)» К растворам солей хлорида меди() и железа () добавьте гидрооксид натрия. Что вы наблюдаете? По каким признакам можно судить, что произошла химическая реакция? Запишите формулы полученных веществ и найдите в таблице растворимости ещё примеры щелочей и нерастворимых оснований. Заполните левую часть таблицы « Классификация оснований» 10 По растворимости в воде Одноосно вные Двуосновн ые Трехосн овные Растворимые (щелочи) Нерастворимые KOHCa(OH)2AI(OH)3
9
11 Пример нерастворимого основания – гидроксида меди (II)
15 Запомните: Основание – это сложное вещество, состоящее из атомов металла и одной или нескольких гидроксогрупп (ОН). Гидроксогруппа всегда одновалентна. Большинство оксидов металлов I и II А групп периодической системы реагируют с водой с образованием оснований. Растворимые в воде основания называются щелочами. При контакте с растворами щелочей фенолфталеин окрашивается в малиновый цвет, метилоранж – в желтый, а универсальный индикатор и лакмусовая бумага – в синий.
16 Так почему же мыло моет? При контакте мыла с водой образуется щелочь, а все щелочи мылкие на ощупь. Щелочь разрушает частицы пота, жира, грязи. Чем более щелочную реакцию среды имеет раствор моющего средства, тем лучше он удаляет жир. Образовавшаяся в результате гидролиза щелочь сушит кожу, раздражает роговицу глаза.
17 Этап 3. Рефлексия. Оценка деятельности класса. Для закрепления полученных знаний, ответьте на следующие вопросы: Каков состав оснований, Как назвать основания, Как составить формулу основания по названию, Как классифицируются основания, Какие оксиды соответствуют основаниям, Как отличить растворы щелочей от растворов других веществ. Предлагается выполнить следующие задания самостоятельно: 1) Классифицируйте следующие основания: Ca(OH) 2, Cr(OH) 3, LiOH, Fe(OH) 2 2) Составьте формулы гидроксидов и соответствующих оксидов: Sb(II), Bi(III), Rb 3) Выберите «лишнюю» формулу, объясните свой выбор: а) LiOH, Al(OH) 3, Ca(OH) 2 б) Cu(OH) 2, Mg(OH) 2, Al(OH) 3 в) CuO, SO 2, ZnO 4) Как опытным путем различить гидроксид цинка и калия. Домашнее задание 1.Параграф 19, упр. 3,4,5 с Тетрадь на печатной основе 7 с. 58 Сообщения обучающихся «Возраст мыла»
18 Обучающиеся пытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, т.е. проводить исследование.