Из опыта работы муниципального общеобразовательного учреждения гимназии 4 СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
В ОУ на первой ступени обучается 295 учащихся 11 классов – комплектов : 1 классов классов -3 3 классов -3 4 классов Из 11 учителей начальных классов имеют : Высшую квалификационную категорию -6 чел. 1 квалификационную категорию -3 чел.
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких ( необычных, незаурядных ) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями ( или имеет внутренние предпосылки таких достижений ) в том или ином виде деятельности. Задача наших педагогов в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Этот путь мы называем «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного процесса».
4 Проектнаядеятельность Предметные декады декады Конкурс «Лучший ученик года», «Лучший занковский класс» Интеллектуальные игры День науки, НПК Дополнительное образование: -театральная студия «ШИК» -вокальная студия «Орфей» -танцевальный коллектив «Аллегро» Шахматный кружок Спортивные секции КТД ЗУНы +К: мыслить,сотрудничать,творить, принимать решение, принимать решение, действовать действовать Образовательное пространство I ступени
Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности Профессионально грамотным Интеллигентным, нравственным и эрудированным Владеть современными педагогическими технологиями Иметь позитивную Я - концепцию, быть целеустремленным, настойчивым, эмоционально стабильным Умелым организатором учебно - воспитательного процесса, психологом Учитель должен быть Учитель должен быть : Обогащать учебные программы, т. е. обновлять и расширять содержание образования Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся Стимулировать познавательные способности учащихся Принимать взвешенные психолого - педагогические решения Анализировать свою учебно - воспитательную деятельность и всего класса Отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел Учитель должен уметь :
На уроках – индивидуальная дифференцированная работа В учебном плане во 2-4 х классах выделено 2 часа на ИР ( кружки, подготовка к олимпиадам и т. д.) В урочной деятельности Кружковая работа по предмету Проведение внеклассных мероприятий в рамках предметных недель Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей Работа НОУ « Я – исследователь » Участие 1-4- х кл. в школьной конференции « День науки » с защитой учебных проектов, городской НПК, краевой НПК « РазУМники », « Мое Красноярье » Участие в олимпиадах, чемпионатах разного уровня, краевом « Рождественском марафоне » Участие в творческих конкурсах разного уровня Издательская деятельность учащихся Организация и проведение проекта « Лучший ученик года », « Лучший класс года » Дополнительное обучение учащихся в очно - заочных школах Проведение спортивных соревнований Во внеурочной деятельности
Принципы работы с одарёнными детьми Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся). Принцип опережающего обучения. Принцип комфортности в любой деятельности. Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся. Возрастание роли внеурочной деятельности. Принцип развивающего обучения. Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
Формы работы с учащимися как классный руководитель как учитель – предметник
Формы работы как классный руководитель Анкетирование родителей Опрос детей Встреча с преподавателями дополнительного образования Экскурсии Экран достижений
Формы работы как учитель – предметник 1. Решение нестандартных задач на уроках и во внеурочное время. 2. Индивидуальная и дифференцированная работа. 3. Деловая игра, «мозговой штурм.» 4. Участие во Всероссийских конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «ЧИП,»Английский бульдог» и т.д. 5. Участие в школьных, городских, краевых, Всероссийских олимпиадах.
Русский медвежонок (2-4 кл.)72 ч. (36,5%) 108 ч. (55,7%) 165ч. (63%) 187ч. Кенгуру (2-4 кл.) 84 ч. (42,6%) 99 ч. (51%) 136 (51%) 164ч. Золотое руно (2-4 кл.) 6 ч. (8,4%) 132 ч. (68%) 37ч. (3-4кл) (18%) 74ч. (3-4 кл) Зимние интеллектуальные игры -71 ч (28,3%) 156ч. 100% 130ч Эрудиты Красноярского края--140 человек (2-4 классы) - Британский бульдог5ч.6ч.33ч. 16% 49ч. Общее количество участников ч.630ч. Крепка семья – крепка держава 274ч. Всероссийские конкурсы
12 Британский бульдог : Уч. англ. яз. Маленкова Л. В. Хабибулина Наталья (3 а ) –1 место в городе, 7 место в регионе ; Митянова Мария (4 А ) – 2 место в городе, 16 место в крае ; Буракова Екатерина (3 Б ) - 2 место в городе, 75 м - в крае ; Хабибулина Дарья (4 Б ) – 2 место в крае. Золотое руно : Иве Герман ( уч. Семашко Г. А ) – 1 место по РФ Шамрий Тимур ( уч. Семашко Г. А ), Терских Максим ( уч. Степанова Н. М.), Хабибуллина Дарья ( уч. Самсонова Л. А.) – 3 места по городу, 13 - в крае ; Слончук Никита ( уч. Семашко Г. А.) – 7 место в городе, 32 место в крае ; Хабибулина Наталья ( уч. Синофеева Л. А.) – 1 место в гимназии, 2 место в городе, 20 место в крае.
13 Городской этап краевого конкурса исследовательских работ « Моё Красноярье » Победители : Честнов Виктор 4 кл. ( уч. Семашко Г. А.), Романовская Анастасия, 3 кл. ( уч. Федорук М. Г.) Хабибулина Дарья, 4 кл. ( уч. Самсонова Л. А.), « Крепка семья – крепка держава »: Хабибулина Дарья ( уч. Самсонова Л. А.) - номинант конкурса сочинений 2009, 2010 г. Терских Максим ( уч. Волкова М. В.) - номинант конкурса сочинений 2009 г. « Мой сказочный край » Благирева Ангелина ( уч. Корнилова Г. Л.) - лауреат 2 Б класс ( уч. Федорук М. Г.) - победитель 4 В класс ( уч. Семашко Г. А.) – лауреат
14 Хабибулина Дарья, 4 Б класс – победитель среди учащихся 4- х классов ( уч. Самсонова Л. А.) Хабибулина Наталья, 3 А класс – победитель среди учащихся 3- х классов ( уч. Синофеева Л. А.) Резанова Мария, 4 Б класс – победитель в номинации « Русский язык » среди учащихся 4- х классов ( уч. Самсонова Л. А.) Комкова Анна, 3 Б класс – победитель в номинации « Окружающий мир » среди учащихся 3- х классов ( уч. Федорук М. Г.)
Хабибулина Наташа,4 А класс – 2 место среди учащихся 4- х классов ( уч. Синофеева Л. А. Буракова Катя, 4 А класс – 3 место среди учащихся 4- х классов ( уч. Синофеева Л. А.) Подрешетников Максим,4 Б класс – победитель в номинации « Математика » среди учащихся 4- х классов ( уч. Федорук М. Г. Шерстнева Кристина, 4 Б класс – победитель в номинации « Окружающий мир » среди учащихся 4- х классов ( уч. Федорук М. Г.) Тихонова Ксения, 4 Б – победитель в номинации « Русский язык » среди учащихся 4- х классов ( уч. Федорук М. Г.)
17 Команда учащихся 4- х классов – 3 место ( учителя Самсонова Л. А. и Семашко Г. А.) Дёмина Анастасия – 1 место по русскому языку ( уч. Семашко Г. А.) Интеллектуальный марафон учеников-занковцев (4кл.) в г.Челябинске Хабибулина Дарья участница команды Красноярского края ( уч. Самсонова Л. А.)
18 Краевое НОУ « РазУМники » 2009 г. Хамина Анна - 1 место ( уч. Лаврова Т. А ) Благирева Ангелина - 2 место ( уч. Корнилова Г. Л Хабибулина Дарья – 1,2 место ( уч. Самсонова Л. А.) Скоробогатов Кирилл - 3 место ( уч. Лаврова Т. А ) Отмечены в номинациях : Романовская Анастасия ( уч. Федорук М. Г.) Шамрий Тимур ( уч. Семашко Г. А.)
Искендерова Лейла, 4 А, 2 место в средней возраст ной группе ( уч. Синофеева Л. А.) Хамин Никита, 3 А, победитель в номинации « Наука и безопасность жизни » ( уч. Горбунова Т. Н.)
20
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.
22