Из опыта работы воспитателя ГБДОУ 34 Натальи Валентиновны Лисицыной
Истоки декупажа восходят к раннему Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Венеции, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака. Декупаж был очень моден при дворе французского короля Людовика XVI. В Англии декупаж вошел в обиход широких слоев населения в Викторианскую эпоху.
Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами. В России всплеск интереса к декупажу возник в начале ХХI века. Ныне к традиционной технике добавился декупаж из салфеток, из тканей и на тканях, внедрены компьютерные инновации, позволяющие использовать трехмерный декупаж, а также отпечатанные на принтере или на копире картинки различного содержания.
Использование техники декорирования - Декупаж Можно создать впечатление росписи на мебели; шкатулках; коробочках; на посуде ( тарелки, вазы, горшки, подносы); на абажурах; на рамках; на свечах…
Интеграция (восстановление, восполнение, объединение в целое каких – либо частей) Декупаж Связная речь Мелкая моторика Психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) ФЭМП, ориентация на листе бумаги Навыки ИЗОдеятельности Творчество
Последовательность работы При поступлении детей в наше образовательное учреждение компенсирующего вида с 1 по 20 сентября проводится обследование развития воспитанников по всем направлениям программы. Направление «Художественно- эстетическое развитие», образовательная область «Художественное творчество» Выявлены следующие результаты развития мелкой моторики рук : 2% детей - развита мелкая моторика рук в соответствии с возрастом; 18% детей - средний уровень развития мелкой моторики рук; 80% детей - низкий уровень, не развита мелкая моторика рук.
Система работы по технике - Декупаж Самообразование педагога Обследование развития мелкой моторики рук, навыков и умений детей в изобразительной деятельности Дополнение развивающей среды группы дидактическими играми, материалами для уголка самостоятельной деятельности детей Задачи, планирование НОД Работа с родителями - анкетирование; информация с описанием технологии Декупаж; совместная деятельность родителей и детей; выставки детских работ, совместных работ, коллективных работ.
Задачи 1. Познакомить детей с техникой Декупаж. 2. Развивать мелкую моторику рук через нетрадиционные техники рисования и декорирования, в том числе и Декупаж. 3. Обогащать сенсорный опыт детей, включать в процесс ознакомления с предметами обследование их движениями рук, активизация словаря. 4. Формировать эстетические суждения; учить аргументированной и развернутой оценки изображений, созданных как самим ребенком так и его сверстниками, обращая внимание на обязательность доброжелательного и уважительного отношения к работам товарищей. 5. Развивать аналитические способности, способность сравнивать, выделять особенности, отличия. Способствовать развитию памяти, мышления, воображения, внимания.
Нормативно – правовые документы Руководствуясь приказом Минобрнауки России о введении и утверждении Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования 655 от г. и с учетом ФГТ модель образовательного процесса предусматривает две составляющие: 1 - совместная деятельность взрослого и детей ООД (организованная образовательная деятельность) утро 9.40 – 10.10, перерывы между периодами ООД (рекомендации СанПин ) 2 - самостоятельная деятельность детей ( режимные моменты: утро ; вечер – 16.00)
Алгоритм планирования и отслеживания результатов Годовое планирование 1. планирование в соответствии с лексическими темами или планирование на основе празднично- событийного цикла 2. распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов Планирование тематической недели 1. выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой возрастной группы воспитанников 2. отобрать содержание образовательного материала, согласно образовательной программе 3. продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач 4. подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно- развивающую среду группы ( внесение новых предметов, иллюстраций, дидактических игр, организация выставки и т.д.) Отслеживание результатов Проводится в рамках месяца, квартала, полугодия в виде диаграммы
Отслеживание динамики развития мелкой моторики детей подготовительной к школе группы
Планирование НОД с детьми подготовительной группы, используя технику Декупаж Октябрь - Коллективная работа «Аквариум» Ноябрь - Украшение тарелочки (для с/р игры «Супермаркет», отдел – Посуда ) Декабрь - Новогодняя открытка, шары для елки (яйцо, украшенное салфеткой + пайетками, бантиками и т.д.) Январь - Февраль -Тоннельная открытка- макет«Животный и растительный мир зимой» Март - Тоннельная открытка для мамы или рамка для фотографии Апрель - Обновление мебели для детей средней группы Май – Подарок педагогам от выпускников «Тарелка»
Примерное комплексно- тематическое планирование Дни неделиВиды организованной деятельности понедельникСД учителя- логопеда с детьми. Тема: «Дикие животные» /Лепка «Дикие животные» (по подгруппам) Физкультура вторникСД учителя- логопеда с детьми. Тема: «Дикие животные».Детеныши./ Познание. ФЭМП (закрепление умения ориентироваться на листе бумаги) (по подгруппам) Музыка средаФизкультура Познание. Формирование представлений об особенностях приспособления диких животных зимой. Художественное творчество. Рисование - дикие животные (нетрадиционная техника- рисование мыльной пеной) четвергСД учителя- логопеда с детьми. Тема: «Дикие животные».Притяжательные прилагательные / Познание. ФЭМП ((закрепление умения ориентироваться в пространстве) (по подгруппам) Музыка пятницаХудожественная литература В.Зотов «Лесная мозаика» Художественное творчество. Декупаж Тоннельная открытка «Животный мир в зимнем лесу» Вечер: самостоятельная деятельность детей
Рыбки созданы в технике масляный мелок + тушь
Инструменты и материалы для Декупажа Салфетки трёхслойные Ножницы Клей ПВА Кисточка Белая акриловая краска Лак акриловый
Используемая литература и нормативно- правовые документы Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников Москва Просвещение 1990 г. Потапов Е.В. «Современные изобразительные материалы как средства художественного – эстетического развития дошкольников».Журнал. «Воспитатель» 1 – 2009г. Т.С. Комарова «Дети в мире творчества» Москва 1995г. Н.В. Дубровская «Декупаж – оригинальные подарки своими руками» Москва 2011 И.В. Резько «Декупаж» Минск 2011 * * * Федеральные санитарные правила и нормы СанПин Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Спасибо за внимание