Профессиональное самоопределение одарённых учащихся, профессиональная траектория роста Н.А. Шалимова, декан факультета развития образовательных систем, к.п.н. г. Кострома Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» ФЦПРО
22 В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников педагогического процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся
Тьютор – от латинского tutor – «защитник, покровитель, страж; опекун, попечитель» – произошло от глагола tueor – «смотреть, надзирать». Его вариант с приставкой intueor – «всматриваться», в новейших языках слово интуиция.
12 век – первые британские университеты Профессор процесс обучения, тьютор процесс индивидуализации Индивидуализация в образовании : исторический аспект
Тьютор Тьюторство – это не роль учителя, который знает ответы на вопросы, которые ребенок ему не задавал. Деятельность тьютора во многом заключается в том, чтобы понять, а в чем детский вопрос к … Так я вижу позицию тьютора, и, на мой взгляд, если она появится в теле нашего образования, тогда можно приблизиться к ответу на вопрос: как возможно такое содержание образования, субъектом которого является человек? А.И.Адамский (материалы III тьюторской конференции, 1998)
Тьютор Тьюторство для меня – это одна из форм посреднического действия. Посредничество – это ядро, единица, зернышко, клеточка любой образовательной формы, в которой человек строит свой собственный образ. Б.Д.Эльконин, материалы IX тьюторской конференции, 2004
Тьютор В отличие от учителя, знающего конечную точку пути, путь и ведущего по нему, тьютор - это тот, «кто знает, как искать путь», предметом его заботы становится процесс «формирования знания о способе образования» Н. Рыбалкина
Тьюторская практика обеспечивает сопровождение процесса проектирования и построения с подопечным его образовательной программы. Т.М.Ковалева, Х тьюторская конференция, 2005 Тьютор
Поддержка - Сопровождение Деятельность обучающегося Личность обучающегося
Основания тьюторской деятельности Философия образования Возрастная психология, психология развития Педагогика индивидуализации Человек есть возможность Образование – процесс построения своего образа Становление новообразований Ведущая деятельность Социальная ситуация развития Присутствие человека в образовании, влияние на образование, проектирование своего образования
Индивидуальный подход Индивидуализация
Тьюторское сопровождение – это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании. Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы. Д.п.н., профессор каф. педагогики МПГУ Т.М. Ковалева
Поиск ресурсов Постановка и реализация образовательных целей Постановка и реализация образовательных целей Навык работы в социуме Навык работы в социуме Навык работы с культурно- предметным наполнением Навык работы собственным потенциалом
Тьюторское сопровождение реализации индивидуальной образовательной программы Обеспечение широкого пространства выбора для удовлетворения образовательных запросов обучающегося Расширение ресурсов социума по удовлетворению образовательных запросов обучающихся Расширение ресурсов социума по удовлетворению образовательных запросов обучающихся Внешние ресурсы Внешние ресурсы Внутренние ресурсы Внутренние ресурсы
Механизм самоопределения хочу + есть (имею) = могу, требования притязания и интересы обучающегося способности, опыт результат самооценки (осознания и соотнесения всех компонентов и принятие решения)
Осознанный заказ к обучению
Параметры сравнения УчительКлассный руководитель Тьютор Реализуемый процессобучениевоспитаниесамообразование Осуществляемые функции управление сопровождение, поддержка Используемые методики методики обучения методики воспитания рефлексия опыта самообразования РезультатПредметная компетентность Коммуникативная управленческая, социокультурная компетентности Формирование индивидуальной ответственности за знание Образовательные позиции учителя, классного руководителя и тьютора
Расширение поля выбора Формы Индивидуальный стиль Индивидуальный стиль
Принципы тьюторского сопровождения Индивидуализация - учет личностных запросов, особенностей и интересов учащихся; открытость - управление собственной познавательной и образовательной деятельностью; гибкость - ориентация на расширение контактов, поддержка инициативы в выборе способов деятельности; непрерывность - обеспечение последовательного, цикличного своевременного процесса в развитии познавательного интереса
Суть тьюторского сопровождения Специально организованная тьютором работа по осознанию и выбору обучающимися различных образовательных предложений и составлению своих индивидуальных образовательных программ
Научить ребёнка использовать себя в связи со своими целями и образом будущего, видеть себя как потенциал и ресурс.
Вовлечение детей в образовательный процесс: всё в работе направлено на включение ребенка в образование - событийный режим работы
Направлена на построение на материале реальной жизни подопечного (учебной, трудовой) практики расширения его собственных возможностей, на самоопределение, подключение субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.
Помощь ребенку в создании образа самого себя, концепции личности. Назначение тьютора
Предполагаемый результат тьюторского сопровождения Определение ребёнком своего пути в образовании, понимание своего заказа к образованию, принятие ответственности за свое будущее
Функции педагога-тьютора Управленческая: организация и управление самостоятельной образовательной деятельностью обучающихся; Диагностическая: анализ профессионально значимой информации об особенностях познавательной, мыслительной, образовательной деятельности школьников; целеполагающая: установка и формулировка долгосрочных и краткосрочных образовательных целей обучающихся и долгосрочных и краткосрочных целей деятельности тьютора, направленных на повышение эффективности образования; мотивационная: создание и поддержание интереса к образованию и удовлетворение потребности учащихся в самоактуализации через образовательную деятельность; коммуникативная: установление коммуникаций, создание и поддержание открытого коммуникативного пространства; контрольно-рефлективная: оценка эффективности образовательной деятельности школьников и собственной профессиональной деятельности тьютора, их корректировка, создание условий для осознания обучающимися содержания собственного образования, способов образовательной деятельности; методическая: создание необходимых средств для организации тьюторского сопровождения учащихся, разработка контрольно-диагностических методик, технологий и техник тьюторского сопровождения
диагностический этап мотивационный этап оценочно- результативный этап целеполагающий этап проектировочный этап организационно- управленческий этап Технология тьюторского сопровождения
ЭТАПЫ РАБОТЫ Шаг 1- диагностический (диагностический, мотивационный этапы, этап целеполпгания) Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос школьника, его интересы, склонности; демонстрирует значимость интереса и перспективы совместной работы в этом направлении; выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего. Специальные тьюторские методы и приемы: начало сбора портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, оценка имеющегося объема знаний по теме заявленного интереса. Ребенок готовит представление выбранного интереса, историю его возникновения, рассказ о себе (формы представления выбирает самостоятельно).
ЭТАПЫ РАБОТЫ Шаг 2 - проектирование предстоящей работы( проектировочный этап) Организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьютор помогает выбрать ведущий образовательный стиль (модуль) и спланировать его освоение. Составляется карта интереса. Собирается тематический портфолио, посвященный данной теме. Наставник проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, сужении или расширении темы. Задача тьютора - поддержать самостоятельность мышления ребенка, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи: развивается содержательно-деятельностный компонент познавательного интереса.
«Карта» познавательного интереса Выявление образовательных ресурсов, «мест», в которых ребенок может найти информацию по интересующей теме. Цель этой работы овладеть культурными средствами самообразования, в том числе институциональными средствами (библиотеки, кружки и т.п.).
ЭТАПЫ РАБОТЫ Шаг 3 (реализационный этап) Реализация образовательного поиска и демонстрирование найденных сведений, полученных результатов
ЭТАПЫ РАБОТЫ 4-ый шаг - аналитический (условно завершающий) направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов: развитие самооценки, умение рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и изменения в окружающих. Удачно ли был сформулирован вопрос? Насколько полным и исчерпывающим оказался найденный ответ? Как учащийся оценивает эффективность выбранного ведущего образовательного модуля? Определяются перспективы продолжения поиска по той же теме, либо аргументируется отказ продолжать поиски. На отдельной встрече организуется тьюторская консультация по итогам представления результатов - презентации. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи с аудиторией. Тьютор совместно с подопечным разрабатывает критерии удачной презентации, структуру анализа (устного и графического).
ЭТАПЫ РАБОТЫ 4-ый шаг - аналитический (условно завершающий) направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов: развитие самооценки, умение рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и изменения в окружающих. Результаты совместных усилий учащегося с тьютором фиксируются и сохраняются в портфолио - специально структурированной папке. Педагогическая технология «Портфолио» применяется на всех ступенях тьюторского сопровождения и является рамочной в основной школе. Педагог-тьютор организует сбор и анализ портфолио воспитанником и одновременно в собственном портфолио отмечает применяемые педагогические стратегии и их эффективность. Тьюторский портфолио, который ведется на протяжении нескольких лет, накапливая материал, структурируя его, видоизменяясь и помогая отслеживать этапы образовательного пути, является инструментом самооценки. Позиция педагога, осуществляющего тьюторское сопровождение, состоит в максимальном открытии перед ребенком возможностей окружающего мира, которые в дальнейшем помогут, во-первых, удовлетворить стихийно возникший познавательный интерес, во-вторых, сформировать особый комплекс умений - культуру работы с собственным образованием, выстраивание личной траектории.
Индивидуальная образовательная программа Нормативный документ, определяющий и обосновывающий образовательные и профессиональные цели ученика, а также способы и средства достижения этих целей, включая ресурсное обеспечение. Структура ИОП анализ индивидуальной образовательной истории; цели и задачи образования на предстоящий период; смыслы и контексты образовательной деятельности; индивидуальный образовательный план (индивидуальный учебный план; план социальных проб; план рефлексивных ситуаций; ресурсное обеспечение; оценка эффективности реализации индивидуальной образовательной программы
Этапы разработки индивидуальной образовательной программы Прояснение целей и задач образовательной деятельности старшеклассника, путей их достижения; выработка системы оценки результативности реализации программы; составление индивидуального образовательного плана; разработка организационного плана реализации программы
Технология работы с индивидуальной образовательной программой учащегося Специальные этапы работы; способы работы педагога-тьютора; способы работы учащегося, соответствующие каждому этапу; специальные образовательные события, способствующие профильному самоопределению и успешной социализации на каждом этапе.
Этапы разработки и реализации индивидуальных образовательных программ ЦелеполаганиеРабота с ресурсамиПрогнозирование образовательного результата Рефлексия и коррекция Осуществление индивидуального образовательного движения Проектирование образовательного пространства
Цели тьюторского сопровождения на каждом этапе реализации индивидуальной образовательной программы Этап реализации ИОПЦель этапа 1. ЦелеполаганиеОпределение системы ценностей, формулирование жизненных целей в целом и целей образования в частности, профессиональное (профильное самоопределение). 2. Работа с ресурсамиФормирование способов использования различного рода ресурсов для осуществления своих целей. 3.Прогнозирование образовательного результата Формирование способностей к определению результатов своей деятельности и планированию образовательных результатов 4. Проектирование образовательного пространства Построение индивидуальной программы профильного обучения 5. Осуществление индивидуального образовательного движения Реализация ИОП. Осуществление профильных (профессиональных )проб в рамках ИОП. 6. Рефлексия и коррекция Формирование у учащихся способности занимать рефлексивную позицию и вносить коррективы в ИОП.
Содержание тьюторского сопровождения (способы работы педагога-тьютора и способы работы учащегося) на каждом этапе реализации ИОП Этап реализации ИОП Способы работы педагога-тьютораСпособы работы учащегося 1. ЦелеполаганиеФиксация познавательных интересов и образовательных результатов. Составление карты профессионального замысла. Работа с портфолио. 2. Работа с ресурсамиПредметное расширение ресурсов. Социальное расширение ресурсов. Работа с ресурсной картой. 3. Прогнозирование образовательного результата Сценарное планирование образовательного результата. Составление планируемых результатов обучения. 4. Проектирование образовательного пространства Разработка ИОП. Социальное проектирование. Разработка ИОП. 5. Осуществление индивидуального образовательного движения Организация профессиональных стажировок. Организация образовательных событий. Профильные и профессиональные пробы. 6. Рефлексия и коррекцияИндивидуальное консультирование. Тьюториалы. Переоформление профессионального замысла.
Содержание взаимодействия педагогов и старшеклассников Формы взаимодействия Совместное обсуждение выбора Тьюторские консультации -стратегии поведения; -стили общения; -способы решения проблем и выхода из конфликтов; -социальный статус в социуме (ближайшего и отдаленного по времени и значимости). Учебная деятельность -темп и уровень глубины изучения материала; -темы научных и прикладных проектов; -источники информации; -виды домашних заданий; -варианты презентации результатов учения; -стиль педагогической деятельности, максимально соответствующий стилю учения обучающегося. Проектная деятельность -темы творческих и прикладных проектов, имеющих личную и социальную значимость; -роли в подготовке и проведении мероприятий рефлексивного, научного, творческого, прикладного, спортивного характера (тренинги общения, шоу – технологии, КДТ, дебаты, деловые игры и т.д.); -варианты презентации результатов деятельности. Сетевое взаимодействие -базы для выполнения учебных проектов; -тематика кружков, секций, студий учреждений дополнительного образования; -тематика экскурсий на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, в т.ч. виртуальных с помощью Internet.
Задачи тьютора Помогает школьникам найти возможности для удовлетворения и развития личного предметного и профессионального интереса; способствует расширению горизонтов образовательного, профессионального, социального и культурного самоопределения школьника; ориентирует ученика относительно способов приобретения нового образовательного, социального, управленческого, коммуникативного опыта; создает условия для социального, образовательного, культурного и профессионального самоопределения учащихся.
Образовательное пространство школы Система разноуровневого обучения, предоставляющей ученикам возможность выбора уровня освоения предметного материала и реализации предметных, метапредметных проектов, исследований и творческих работ; система профессиональных стажировок в места предполагаемой будущей учебы или работы учащихся; Образовательные события, ориентированные на проектирование старшими школьниками личного профессионального плана.
«Образ будущего» Диагностировать наличие или отсутствие представления о будущем; определить его «качество», то есть реальность достижения, долю участия в этом представлении самого учащегося по сравнению с участием родителей; построить способы работы с учеником при отсутствии представления о будущем.
Ближайшее будущее Связано с поступлением в вуз. Организационно–деятельностные формы соотнесения собственных способностей, предметных знаний и умений с требованиями, предъявляемыми вузами, со способами обучения в процессе профессионального становления специалиста. Образовательная стажировка - обучение старшеклассника в вузе на том факультете, куда он собирается поступать.
Профессиональное будущее Видение социальной ситуации, востребованность профессии в обществе, наличие перспективы после получения профессионального образования. Формы деятельности, провоцирующие у старшеклассников соотнесение себя с тем или иным профессиональным сообществом. Встречи с представителями профессий, экскурсии на рабочие места, рефлексивное анкетирование.
Будущее в образе жизни Самоопределения относительно семьи, профессии, ближайшего сообщества, социального и экономического статуса, политических предпочтений. Самоопределение относительно способов и средств достижения желаемого образа жизни.
Тьюторский проект Индивидуальный проект старшеклассника по достижению своих образовательных целей: образовательная цель определение возможных направлений получения образования, аналитическое обоснование своего выбора, разработка содержания и плана действий по его реализации, оценка и анализ собственных способностей и возможностей
Первый этап В процессе консультаций ученик самостоятельно определяет цели своей образовательной деятельности на основе индивидуальных интересов и характеризует образ своего профессионального будущего. Тьютор оказывает помощь в оформлении образовательной инициативы, в самоопределении относительно желаемого направления получения образования. Педагогу необходимо создать условия для осознания старшеклассником своего «Я» – эмоционального, интеллектуального, социального. Тьютор помогает ученику в выборе диагностического инструментария, в проведении самоанализа и составлении самохарактеристики. На основе диагностики определяется личная профессиональная перспектива школьника.
Второй этап Выявление требований, предъявляемых к избираемой профессии, и построение моделей деятельности специалиста в данной профессиональной области. Тьютор оказывает помощь в поиске информации о профессии, в определении содержания курсов по выбору. Задача тьютора – удержание интереса к определенной сфере деятельности, о которой учащийся заявляет как о возможной в плане своего профессионального будущего.
«Образовательная информационная карта» Общая характеристика образовательной сети, включающая перечень учреждений, база которых может быть использована учеником для выполнения проекта.
«Рефлексивное обсуждение» Каковы результаты деятельности ученика, их значение, к каким изменениям они ведут, в чем причины успеха или неудачи.
« Ничему тому, что важно знать, научить нельзя,- всё, что может сделать учитель, – это указать дорожки» Р. Олдингтон
Спасибо за внимание!