Ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета. Ребёнок умеет пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание : на понимание ребёнком текста (он правильно формулирует основную мысль), на структурирование текста (он умеет последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он правильно строит предложения, умеет использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок по ходу пересказа).
У ребёнка достаточно большой словарный запас. В своей речи он активно использует: антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака; лошадь, конь, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки. Ребёнок понимает различные грамматические конструкции. Например: Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывает слова и предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.
Ребёнок отчётливо произносит звуки в различных словах, во фразовой речи. Не допускает пропусков, искажений, замен другими звуками. Умеет дифференцировать звуки на слух и в произношении. Уровень речевого развития, готовность к школьному обучению делается на основе обследования всех сторон речи.
2. Полная сформированность фонематических процессов
Русский язык знать: все буквы русского алфавита и правильно называть их; гласные и согласные звуки; буквы русского алфавита; отличия буквы и звука; отличия письменной и устной речи
Русский язык
«Литературное чтение» «Развитие устной речи». знать: жанры литературы: стихи, рассказы, загадки; наизусть 3-4 стихотворения; автора прочитанного стихотворения
«Литературное чтение» «Развитие устной речи». уметь: слушать и слышать художественное слово; воспринимать содержание литературного произведения при первичном прослушивании; определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям; различать жанры художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, загадки, басни); различать книги по темам детского чтения; различать авторские и народные сказки; определять героев литературного произведения; участвовать в диалоге: задавать вопросы; отвечать на вопросы по содержанию текста, аргументируя свой ответ; определять последовательность событий согласно содержанию текста; составлять предложения по сюжетным картинкам, по серии картинок; составлять несколько предложений о предмете; последовательно передавать содержание сказки; использовать в речи обобщающие понятия; наизусть читать любимое стихотворение.