Формируем интерес ребенка к школе. Подготовила Смирнова Е.Ф. Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Шадринская школа-интернат 12 III, IV видов», педагог-психолог.
Быть готовым ко школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать – значит быть готовым всему этому научиться! Л.А. Венгер, А.Л. Венгер.
Формирование мотивов, побуждающих к учению, одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, то и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям. Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно- познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности.
Причины школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста. Несформированность внутренней позиции школьника.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из: положительных представлений о школе; желания учиться в школе, чтобы узнать много нового; сформированной позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо: поддерживать интерес ко всему новому, отвечать на вопросы ребенка, давать новые сведения о знакомых предметах. знакомить с основными атрибутами школьной жизни. практиковать приходы детей-школьников в гости; использовать загадки на школьную тему; подбирать развивающие игры типа «Собери порт- фель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?».
Основная задача взрослого показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе. Помочь ребенку адаптироваться к школе, преодолеть страх перед ней и все те препятствия, которые возникнут на его пути, должны и родители, и педагоги. Но, безусловно, большая часть ответственности лежит на плечах родителей.
Специалисты считают, что одной из причин устойчивой неуспеваемости в школе является отсутствие своевременной помощи ребенку. Значение семейного воспитания переоценить невозможно. Именно семья закладывает начала начал в маленьком человеке, оказывая решающее воздействие на весь его внутренний мир.
Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу. Фамилию, имя, отчество свое и родителей. Свой возраст. Страну, в которой живет, город, домашний адрес. Профессию родителей. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы). Диких и домашних животных, их повадки, детенышей. Транспорт: наземный, воздушный, водный. Различать одежду, обувь, головные уборы; зимующих и перелетных птиц; овощи, фрукты, ягоды. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу. Знать великих русских писателей и поэтов: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина и др. и некоторые их произведения для детей: Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право-лево, верх-низ и т.д.). Уметь последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке. Запоминать и называть 6-10 предметов, картинок, слов. Различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги с помощью хлопков по количеству гласных звуков.
Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу. Определять количество и последовательность звуков в словах: «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», зубы», «осы». Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать предметы по контуру). Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов. Свободно считать от 1 до 10 и обратно. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать минут.
Советы родителям будущих первоклассников Поддерживайте ребенка в его стремлении стать школьником. Обсудите с ребенком правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
Советы родителям будущих первоклассников Составьте с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у ребенка есть, например, логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до поступления в школу. Поддерживайте ребенка в его желании добиться успеха. Помните, что похвала это эмоциональная поддержка: «Молодец!», «Ты хорошо справился!»
Желаем счастливого школьного пути.